ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное образование Алагирский район
                       Республика                      Северная Осетия-Алания
РСО-Алания, Алагирский район, г.Алагир, ул.С.Кодоева, 45
   +7 (867 31) 3-14-03                                 +7 (867 31) 3-62-99
alagir@rso-a.ru

Муниципальное образование Алагирский район

                       Республика                      Северная Осетия-Алания
МЕНЮ

Телефоны «горячих линий»: Приемная главы +7(86731)3-14-03, Отдел по обращению граждан +7(86731)3-28-05, отдел ИКиМЗ +7(86731)3-13-20, ЕДДС-112 +7(86731)3-31-88,+7(86731)3-32-77.

Федеральное агентство по образованию

Ульяновский государственный технический университет

200

типовых нарушений,

выявленных при проведении контрольных мероприятий

в муниципальных образованиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2010

 

УДК 340.131 (470.42)

ББК 67.401

     Д 23

Редакционный совет

 

Председатель совета

Егоров Игорь Игоревич

 

Заместитель председателя совета

Горячкина Наталья Владимировна

 

Члены совета

Болотнова Ирина Викторовна

Лахтина Лариса Юрьевна

Моряков Александр Михайлович

Москвичёв Павел Юрьевич

Прокофьев Алексей Алексеевич

Самойлова Светлана Викторовна

Щукина Татьяна Семёновна

Д 23

200 типовых нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 36 с.

ISBN 978-5-9795-0548-0

Данное издание подготовлено на основе анализа отчётов о контрольных мероприятиях, проведённых в 2007-2009 годах контрольно-счётными органами Волгоградской, Саратовской, Ульяновской областей и Республики Татарстан в муниципальных образованиях. Издание предназначено для финансистов, бухгалтеров, работников органов финансового контроля.

УДК 340.131 (470.42)

ББК 67.401

 

 

 

© Счётная палата Ульяновской области, 2010.

ISBN 978-5-9795-0548-0                         © Оформление. УлГТУ, 2010.

 

Предисловие

 

Данное издание подготовлено на основе анализа отчётов о контрольных мероприятиях, проведённых в 2007-2009 годах контрольно-счётными органами Волгоградской, Саратовской, Ульяновской областей и Республики Татарстан в муниципальных образованиях. Все указанные в издании нарушения реально «имели место быть».

Систематизация типовых нарушений и недостатков позволит определить наиболее характерные нарушения в бюджетном процессе и организовать профилактическую работу среди участников бюджетного процесса с разработкой конкретных рекомендаций по укреплению финансово-бюджетной дисциплины.

Несомненно, работа по анализу нарушений и недостатков, выявляемых контрольно-счётными органами при проведении проверок использования бюджетных средств в муниципальных образованиях, должна быть продолжена. Приглашаем Вас к совместной работе.

Председатель

Счётной палаты Ульяновской области                       И. И. Егоров

 

 

 

введение

 

Под нарушениями в настоящем сборнике понимаются действия (бездействие), запрещённые законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не соответствующие правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за совершение которых законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предусмотрено применение мер ответственности.

Под недостатками в настоящем сборнике понимаются действия (бездействие), являющиеся случаями неэффективной деятельности. Действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные в тех случаях, когда проверяющим доказана возможность достижения лучшего результата при использовании данного объёма средств или достижения данного результата при использовании меньшего объёма средств; когда установлено использование не всех имеющихся возможностей по получению, сохранению и более результативному использованию государственных средств.

В сборник типовых нарушений и недостатков, выявленных при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях, включены нарушения, допускаемые государственными органами, органами местного самоуправления и организациями при получении и использовании государственных (муниципальных) средств, при распоряжении и использовании государственной (муниципальной) собственности, а также нарушения, допускаемые юридическими лицами любой организационно-правовой формы, использующими государственные (муниципальные) средства и имущество.

Использованные сокращения

 

НПА – нормативные правовые акты

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

ГОСТ – государственный стандарт

ГРБС – главный распорядитель бюджетных средств

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

ЗО – областной закон

КСО – контрольно-счётный орган

МО – муниципальное образование

МУП – муниципальное унитарное предприятие

ОЦП – областная целевая программа

РЦЦС – региональный центр по ценообразованию в строительстве

СНиП – строительные нормы и правила

ФЗ – Федеральный закон

ФЦП – федеральная целевая программа

ЦБР – Центральный банк России

 

№ п/п

Перечень нарушений

Нарушенный НПА

 

I. Нарушения и недостатки при организации бюджетного процесса

 

1

Отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования

п. 1 ст. 44 №131-ФЗ
от 06.10.2003;
п. 3 ст. 184 БК РФ

 

2

Проект бюджета внесён на рассмотрение представительного органа администрацией муниципального образования позднее 15 ноября текущего года

ст. 185 БК РФ

 

3

Органом внешнего финансового контроля не проведена  экспертиза проекта бюджета муниципального образования

ст. 157 ч. 1 БК РФ; ст. 38 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

4

Не представлены одновременно с проектом бюджета в представительный орган администрацией муниципального образования: прогноз социально-экономического развития муниципального образования, оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год и т. д.

ст. 184.2 БК РФ

 

5

В доходы местного бюджета не включены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При использовании средств, полученных от платных услуг, произведены прямые расходы, минуя единый счёт бюджета

ст. 41 БК РФ, ст. 38.2

БК РФ

 

6

В решении Совета депутатов МО о бюджете установлен неполный перечень показателей, предусмотренных БК РФ

ст. 184.1 БК РФ

 

7

Администрацией муниципального образования не установлен порядок  ведения реестра расходных обязательств.

Отсутствует реестр расходных обязательств муниципального образования

ст. 87 БК РФ

 

8

Суммы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений определялись с нарушением методики формирования межбюджетных отношений

ст. 31 БК РФ,

№096-ЗО от 04.10.2005

 

9

Расчётная сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по отдельным поселениям по факту была уменьшена и распределена между другими поселениями

ст. 31.1 БК РФ

 

10

Дефицит местного бюджета превышает 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

п. 3 ст. 92.1 БК РФ

 

11

Дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчёта об исполнении бюджета,  превышает 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

п. 4 ст. 92.1 БК РФ

 

12

Нарушен установленный порядок составления и утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения (не утверждена руководителем, отсутствуют расчёты к статьям и т. д.)

ст. 221 БК РФ;

пр. Минфина РФ
от 20.11.2007 №112н

 

13

Необоснованное завышение расходной части сметы бюджетного учреждения (в фонд оплаты труда включены непредусмотренные законодательством надбавки и премии, приобретение товарно-материальных ценностей планируется без учёта имеющихся остатков)

ст. 221 БК РФ;

пр. Минфина РФ
от 20.11.2007 №112н

 

14

Несоответствие бюджетной росписи расходам, утверждённым бюджетом муниципального образования

п. 3 ст. 217, 219.1, 295 БК РФ

 

15

Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств

п. 3 ст. 219, 297 БК РФ

 

16

Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств не разделены в бюджете по каждому виду обязательств  (пенсии, пособия и др.)

п. 2 ст. 74.1 БК РФ

 

17

Отчёт об исполнении местного бюджета  представлен администрацией для подготовки заключения на него в КСО МО позднее 1 апреля

п. 3 ст. 264 БК РФ

 

18

КСО МО не проведена проверка годовой бюджетной отчётности на основании внешней проверки отчётности ГРБС

п. 4 ст. 264.4 БК РФ

 

19

Администрацией района, структурными подразделениями (отделами) не исполнялось полномочие по организации и осуществлению ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности

п. 1.11 ст. 158, ст. 269 БК РФ

 

20

Телевизионные передачи местного телевидения осуществлялись с нарушением сроков действия лицензии и при отсутствии сертификата соответствия и разрешения на эксплуатацию ТВ-передатчика, но при этом финансировались из местного бюджета

ст. 17 №128-ФЗ
от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

 

21

При принятии решения о внесении изменений в решение о бюджете не внесены изменения в сводную бюджетную роспись

п. 3 ст. 217 БК РФ

 

22

Лицо, занимающее муниципальную должность, не соответствует квалификационным требованиям

п. 2 ст. 65 №131-ФЗ
от 06.10.2003;
пост. Правительства РФ от 06.11.2004 №608

 

23

Несоблюдение условий софинансирования социальных расходов за счёт средств бюджета муниципального образования (субсидии, финансирование ФЦП, ОЦП)

ст. 79, 139 БК РФ

 

24

Превышение норматива расходов на содержание органов местного самоуправления

пост. Правительства Ульяновской области

 

25

Действующие муниципальные целевые программы не утверждались администрацией муниципального образования

п. 1 ст. 179 БК РФ

 

26

Не ведётся раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведённых) от предпринимательской деятельности

ст. 321.1 НК РФ

 

27

Доходы местного бюджета, поступившие в виде субвенций, отражены как дотации

ст. 47,135,137,138,140 БК РФ

 

28

Размер резервного фонда администрации муниципального образования превышает 3% утверждённого бюджетом общего объёма расходов

п. 3 ст. 81 БК РФ

 

29

Средства резервного фонда направлены на цели, не носящие характер аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций

ст. 81 БК РФ

 

30

Расходование средств, выделенных из резервного фонда Правительства области, на цели, не являющиеся основанием для получения данных средств (напр., средства выделены на ремонт водовода, за счёт них погашена задолженность предприятия ЖКХ  по налогам)

пост. Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 №515

 

31

В Уставе района за администрацией района не закреплены полномочия по управлению муниципальным долгом

п. 3 ст. 101 БК РФ

 

32

В Уставе района за администрацией района не закреплено право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования

п. 7 ст. 103 БК РФ

 

33

Установленный предельный объём муниципального долга превышает утверждённый общий годовой объём доходов местного бюджета без учёта безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

п. 3 ст. 107 БК РФ

 

34

Предельный объём муниципальных заимствований превышает сумму, направленную в текущем году на финансирование дефицита бюджета муниципального образования и погашение долговых обязательств муниципального образования

ст. 106 БК РФ

 

35

Выделены бюджетные ассигнования на принятие новых видов расходных обязательств без наличия соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет, или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета

ст. 83 БК РФ

 

36

Предоставлен бюджетный кредит без надлежащего обеспечения обязательств по возврату указанного кредита

п. 2 ст. 93.2 БК РФ

 

37

Предоставлен бюджетный кредит без указания цели использования средств в договоре (соглашении)

п. 2 ст. 93.2 БК РФ

 

38

Предоставлен бюджетный кредит без проверки финансового состояния получателя и его гаранта

п. 2 ст. 93.2 БК РФ

 

39

Не начислены проценты за пользование бюджетными средствами, выделенными на возмездной и возвратной основе

ст. 93.2, 298 БК РФ

 

40

Не перечислены своевременно проценты за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе

ст. 93.2, 93.3, 291

БК РФ

 

41

Не возвращен или несвоевременно возвращён бюджетный кредит, полученный на возвратной основе

ст. 290 БК РФ

 

42

Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на возмездной и возвратной основе

п. 6 ст. 93.2, ст. 298
БК РФ

 

43

В муниципальную долговую книгу не внесены сведения об объёме долговых обязательств муниципального образования, видах этих обязательств, дате их возникновения и исполнения

п. 4 ст. 121 БК РФ

 

44

В муниципальной долговой книге не учитывается просроченная задолженность по исполнению муниципальных долговых обязательств

п. 4 ст. 121 БК РФ

 

45

Выдача свидетельств участников ФЦП «Социальное развитие села» лицам, не имеющим документального подтверждения взноса необходимой по законодательству суммы собственных или заёмных средств

ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» – пост. Правительства от 03.12.2002 №858

 

II. Нарушения и недостатки при распоряжении муниципальной собственностью, земельными ресурсами

 

46

Отсутствие в муниципальном образовании реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности

п. 9 пост. Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества»; ст. 50, ч. 1 ст. 51 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

47

Не включены в реестр муниципального имущества вновь приобретённые, построенные, реконструированные объекты

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»; п. 9 пост. Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества»; ст. 50 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

48

Несвоевременное отражение в муниципальной собственности имущества, передаваемого муниципальным образованиям из государственной собственности

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»; п. 9 пост. Правительства РФ
от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества»

 

49

Не проведена оценка муниципального имущества и земельных участков в соответствии с действующим законодательством

ст. 8 №135-ФЗ
от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

 

50

Начальная цена приватизируемого имущества установлена ниже  оценочной стоимости

п. 2 ст. 12 №178-ФЗ
от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

51

Реализованы объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, без земельных участков

п. 1 ст. 28 №178-ФЗ
от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

52

Реализованы объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения рыночной оценки

ст. 8 №135-ФЗ
от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

 

53

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению

ст. 14 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО

 

54

Неиспользование объектов недвижимости, закреплённых за учреждениями, в течение 180 дней

ст. 34 БК РФ, ст. 296
ГК РФ

 

55

Не сдаются в аренду неиспользуемые земли, находящиеся в муниципальной собственности

ст. 6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО

 

56

Установлены арендные платежи за муниципальное имущество ниже минимальных размеров арендной платы

НПА о предоставлении муниципального имущества в аренду

 

57

При сдаче в аренду объектов недвижимого имущества не учитывается площадь вспомогательных помещений, используемых всеми пользователями здания, сооружения

НПА о предоставлении муниципального имущества в аренду

 

58

Несоответствие коэффициентов при расчёте арендной платы методике, утверждённой региональным нормативным актом

НПА о предоставлении муниципального имущества в аренду

 

59

Применение минимальной ставки арендной платы по отношению к организациям, не включённым в утверждённый перечень организаций, для которых устанавливается минимальная ставка

НПА о предоставлении муниципального имущества в аренду

 

60

Не принимались меры по взысканию задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящихся в муниципальной собственности, в том числе в судебном порядке

ст. 486 ГК РФ, ст. 55 №131-ФЗ от 06.10.2003, ст. 42 БК РФ

 

61

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов

ст. 30 Земельного кодекса РФ

 

62

Отсутствие договоров на возмещение затрат по оплате коммунальных услуг арендаторами муниципальной собственности

НПА о предоставлении муниципального имущества в аренду

 

63

Газопроводы низкого давления, водоводы не переданы на баланс сельских поселений

ст. 14, 15, п. 2 ст. 50, 51 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

64

Снижение балансовой стоимости объектов недвижимости без проведения переоценки или частичной ликвидации

«Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.97»; пр. Минфина РФ от 19.12.1995 №130

 

65

Порядок распоряжения муниципальным имуществом установлен постановлением Главы муниципального образования, а не решением Совета депутатов МО

п. 3 ч. 10 ст. 35 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

66

Вновь построенные котельные включены в реестр собственности района, хотя котельные должны числиться на балансе поселения

ст. 15 №131-ФЗ
от 06.10.2003

 

67

Неначисление пеней за несвоевременное внесение арендной платы

ст. 614 ГК РФ

 

68

Невключение в договор аренды пункта о распределении средств, полученных арендатором от сдачи помещений в субаренду

Положение о предоставление муниципального имущества в аренду, утверждённое решением Совета депутатов МО

 

69

Проведение выставок-продаж товаров народного потребления на площадях объектов муниципальной собственности (например, в районном Доме культуры) без заключения договоров аренды (вместо арендной платы вносилась спонсорская помощь, которая поступала на внебюджетный счёт учреждения)

ст. 160, 609, 614, 651

ГК РФ

 

70

Передача муниципального имущества МУПам без его закрепления на праве хозяйственного ведения

ст. 11 №161-ФЗ
от 14.11.2002

 

71

Непредоставление годовой отчётности МУПами уполномоченному органу по имущественным отношениям

ст. 26 №161-ФЗ
от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

 

72

Отсутствие решения Совета депутатов об уплате МУПами части прибыли в районный бюджет

ст. 42, 62 БК РФ;

ст. 17 №131-ФЗ
от 06.10.2003

 

73

Совет депутатов муниципального образования выступает в качестве учредителя МУПа

Устав МО; ст. 125 ГК РФ; ст. 34, 50 №131-ФЗ от 06.10.2003; ст. 2, 8 №161-ФЗ от 14.11.2002

 

74

Совершение МУПами крупной сделки без согласования с собственником имущества

п. 4 ст. 18 №161-ФЗ от 14.11.2002

 

III. Нарушения и недостатки при осуществлении

муниципальных закупок

 

75

Реестр контрактов не содержит всей информации, предусмотренной законодательством (краткое наименование закупаемых товаров, работ, услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, дата, цена закупки и т. д.)

ст. 73 БК РФ; п. 2 ст. 18 №94-ФЗ от 21.07.2005

 

76

Нарушения членами комиссий порядка отбора участников торгов, запроса котировок, необоснованный допуск (или отказ в допуске) участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок

ч. 3 ст. 25 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

77

Установление в конкурсной документации непредусмотренных Законом № 94-ФЗ критериев оценки заявок на участие в конкурсе

ч. 4 ст. 28 №94-ФЗ

(в редакции от 23.07.2008)

 

78

Публикация в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказов с нарушением требований Закона

№94-ФЗ.

ч. 4 ст. 22 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

79

Установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом № 94-ФЗ

ст. 11 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

80

Заключение государственных и муниципальных контрактов на условиях, не соответствующих заявкам участников размещения заказа и документации о проведении торгов или объявленных условий запроса котировок

ст. 9 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

81

Способ размещения заказа не соответствует законодательству. Заключение государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок

ст. 55 №94-ФЗ от 21.07.2005; ст. 18 №135-ФЗ от 26.07.2006

 

82

Несоблюдение порядка ведения реестра муниципальных контрактов

ст. 18 №94-ФЗ от 21.07.2005; пост. Правительства РФ
от 27.12.2006 №807

 

83

Размещение заказа организацией, не наделённой функциями государственного и муниципального заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации

ст. 4, 6, 7 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

84

Неведение (ненадлежащее ведение) реестра закупок, осуществлённых без заключения государственных и муниципальных контрактов

ст. 73 БК РФ

 

85

Неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов

п. 4.1 ст. 9 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

86

Не применялись штрафные санкции за просрочку исполнения муниципальных контрактов

п. 9 ст. 9 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

87

Не предъявлялась неустойка лизингодателю за нарушение сроков поставки транспортных средств (например, школьных автобусов)

п. 9 ст. 9 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

88

Предоплата на сумму более 30%  от суммы договора

ст. 485, 486, 487 ГК РФ

 

89

Произведены авансовые платежи на сумму большую, чем указано в договоре

ст. 485, 486, 487 ГК РФ; пост. Правительства РФ о мерах по реализации ФЗ о бюджете на соответствующий год; НПА о мерах по исполнению местного бюджета на соответствующий год

 

90

Муниципальные контракты заключены на суммы, превышающие лимиты бюджетных обязательств

п. 2 ст. 72, 219 БК РФ

 

IV. Нарушения и недостатки при выполнении

ремонтно-строительных работ

 

91

Финансирование капитальных вложений при отсутствии утверждённой проектно-сметной документации

ч. 2 ст. 9 №94-ФЗ от 21.07.2005

 

92

Завышение физических объёмов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ

ст. 289 БК РФ; ст. 743 ГК РФ; №94-ФЗ от 21.07.2005

 

93

Оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией

ч. 12 ст. 9 №94-ФЗ от 21.07.2005

 

94

Несоблюдение подрядчиком проектных решений (несоблюдение технологии работ, необоснованная замена одних видов материалов на другие, невыполнение отдельных скрытых работ)

СНиПы и ГОСТы;

для дорог СНиП 12-01-2004, ГОСТ 3344-83

 

95

Завышение затрат на непредвиденные работы

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35-2004

 

96

Завышение затрат на строительство временных зданий и сооружений

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35-2004

 

97

Завышение дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35-2004

 

98

Оплата заказчиком стоимости материалов, указанных в актах выполненных работ, без подтверждения фактической стоимости, в случае, когда их стоимость превышает  среднерегиональные цены.

п. 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утверждённой пост. Госстроя России от 05.03.2004 №15/1

 

99

Проведение под видом текущего ремонта работ капитального характера (реконструкции)

ст. 38 БК РФ

 

100

Заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ

ст. 17 №128-ФЗ

от 08.08.2001

 

101

Эксплуатация здания без акта приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией, подписанного представителями Госстройнадзора

ст. 743 ГК РФ

 

102

Несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определённой проектной документацией

ГОСТы и СНиПы

 

103

Нарушение строительных норм и нормативов при проведении ремонта зданий и жилых домов

ГОСТы и СНиПы

 

104

За счёт средств, предусмотренных на капитальный ремонт жилого фонда, произведена оплата капитального ремонта здания, в котором размещены органы власти

ст. 38 БК РФ

 

105

Завышение расценок в локальных сметных расчётах

п. 5,12 ст. 9

№94-ФЗ; п. 4.1 ст. 9 и ч. 10 ст. 63 №94-ФЗ; ст. 167,168,180 ГК РФ

 

106

В акте выполненных работ ф.КС-2 не указано, где именно произведены работы

пост. Госкомстата РФ от 11.11.1999 №100

 

107

Не выполнены предусмотренные проектно-сметной документацией работы

п. 12 ст. 9 №94-ФЗ
от 21.07.2005

 

108

Расходы на перевозку и проживание работников взяты не по проектным данным

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35-2004

 

109

В журнале производства работ не отражены скрытые работы, предусмотренные проектно-сметной документацией

пост. Госстроя от 19.04.2004 №70

 

110

При составлении сметы не применён коэффициент перехода от федеральных расценок к территориальным

Индексы РЦЦС по Ульяновской области, утв. НПА 

 

111

Предоставление недостоверных документов на ремонтно-строительные работы (акт о приёмке выполненных работ ф.КС-2, справка о стоимости выполненных работ ф.КС-3, счёта-фактуры)

ст. 711, 743, 746, 753 ГК РФ

 

112

В договоре не предусмотрены штрафные санкции при невыполнении обязательств со стороны подрядных организаций

п. 10 ст. 9 №94-ФЗ

от 21.07.2005

 

113

Использование средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующих монтажа, не входящих в смету стройки и не предусмотренных сводным сметным расчётом

ст. 38, 289 БК РФ

 

114

Оплата проектно-изыскательских работ по другим объектам за счёт средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке

ст. 38, 289 БК РФ

 

115

При ремонте многоквартирных жилых домов за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ не во всех квартирах заменены отопительные приборы

Письмо Фонда содействия реформированию ЖКХ от 25.01.2009

№ВТ-07/36

 

116

Выполнение работ по устройству газонов и озеленению территорий (посев газонной травы) в период с декабря по март

Письмо Госстроя России от 12.12.1999 №153 «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах РФ»

 

V. Нарушения и недостатки в бюджетном учёте и отчётности

 

117

Отсутствие в бюджетном учреждении пр. «Об учётной политике организации»

п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 6 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

118

Отсутствие бюджетной сметы у администрации муниципального образования

ст. 221 БК РФ; пр. Минфина РФ от 20.11.2007 №112н

 

119

Нарушение порядка оформления хозяйственных операций, составления первичных документов, регистров учёта

п. 5 ст. 9 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

120

Принятие к оплате расходов, не подтверждённых первичными учётными  документами либо документами, оформленными без указания обязательных реквизитов

ст. 9 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

121

Нарушения установленного порядка внесения исправлений в первичные документы

п. 5 ст. 9 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

122

Нарушение установленного порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (инвентаризация не проводилась ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности), основных средств (не проводится реже одного раза в 3 года)

Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ, утв. пр. Минфина РФ от 29.07.1998 №34н, п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. пр. Минфина РФ от 13.06.1995 №49

 

123

При смене главного бухгалтера не проведена инвентаризация, не составлен акт приёма-передачи дел

п. 2 ст. 12 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

124

Исполнение главным бухгалтером бюджетного учреждения по совместительству обязанностей кассира

п. 35, 36 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров   22.09.1993 №40

 

125

Нарушения при отражении операций с объектами основных средств (в т. ч. несвоевременное оприходование основных средств, неправильное определение первоначальной стоимости, начисление износа по полностью амортизированным объектам, переоценка основных средств без наличия документов, подтверждающих реальность   рыночных цен)

п. 75 Инструкции по бюджетному учёту, утв. пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»;  

п. 5 ст. 8 №129-ФЗ от 21.11.1996

«О бухгалтерском учёте»

 

126

Отсутствие акта о приёмке-передаче объектов основных средств

пр. Минфина РФ от 30.03.2001 №26н;

«Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств», №129-ФЗ

от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

127

Не поставлены на учёт и не оприходованы средства пожарной сигнализации

пр. Минфина РФ
от 30.03.2001 №26н

 

128

На объектах основных средств  отсутствуют инвентарные номера

пр. Минфина РФ
от 30.03.2001 №26н

 

129

Не оприходованы объекты основных средств, полученные безвозмездно

пр. Минфина РФ
от 30.03.2001 №26н

 

130

Начисление амортизации за неустановленное оборудование

пр. Минфина РФ
от 30.03.2001 №26н

 

131

Несоблюдение установленного порядка списания основных средств: отсутствие актов на списание; в актах на списание отсутствуют подписи всех членов комиссии, указание на причины списания; не составляется акт на уничтожение непригодных для дальнейшего использования материалов, не приходуются запасные части, пригодные для дальнейшего применения

пр. Минфина РФ
от 30.03.2001 №26н

 

132

Отражение в составе материальных запасов объектов основных средств: портьеры, шторы, электрические чайники, настольные лампы, флэш-карты, батареи (радиаторы) и др.

пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»; письмо Минфина РФ

от 14.07.2006 №02-14-11/1861

 

133

Оплата материальных ценностей без документов, подтверждающих факт поставки (документов по приходу)

пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»

 

134

Списание расходных материалов на расходы не по фактическому использованию, а в момент отпуска в структурные подразделения или отдельным работникам для дальнейшего применения (без составления акта о списании материальных запасов 0504230)

п. 62 Пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»;

п. 3 приложения №2 к инструкции (указания по применению форм первичных учётных документов)

 

135

К актам на списание подарков и призов не приложены ведомости получения подарков и призов с подписями получателей

пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

136

Несоблюдение порядка ведения кассовых операций (не соблюдается предельная сумма расчётов наличными деньгами)

Указание ЦБР от 20.06.2007 №1843-У; письма МНС РФ и ЦБР от 1, 2 июля 2002 г. №№ 24-2-02/252, 85-Т

«По вопросам осуществления расчётов между юридическими лицами наличными деньгами»

 

137

Превышение лимита остатка денежных средств в кассе, установленного кредитной организацией или органом, осуществляющим ведение лицевого счёта

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

138

Кассовая книга не пронумерована, не прошнурована и не скреплена печатью

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

139

В расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу наличных денежных средств отсутствует подпись получателя этих средств

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

140

В кассовом отчёте имеются неоговоренные исправления

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

141

Производится выдача денежных средств без разрешительной подписи распорядителя денежных средств

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

142

Выдача денежных средств под отчёт без соответствующего письменного заявления получателя

пр. Минфина РФ
от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

143

Денежные средства выдаются лицам, не работающим в данном учреждении

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

144

В штатное расписание администрации включены и замещены должности, не предусмотренные структурой, утверждённой Советом депутатов МО

НПА МО; ч. 8 ст. 33 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

145

Заведующие сельских домов культуры совмещали должности администраторов сёл

ст. 2 №131-ФЗ
от 06.10.2003

 

146

Установлена доплата за секретность, при отсутствии у сотрудника установленной формы допуска

пост. Правительства РФ от 18.09.2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»

 

147

Превышение установленных трудовым законодательством ограничений по совместительству

ст. 282, 284 ТК РФ

 

148

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни без соответствующих приказов

ст. 113,153 ТК РФ

 

149

Завышение стажа муниципальной службы

ст. 25 №25-ФЗ от 02.03.2007; ст. 7 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 №163-ЗО

 

150

Выплата премий при отсутствии утверждённого положения о премировании работников

ст. 191 ТК РФ; ст. 26 №25-ФЗ от 02.03.2007

 

151

Необоснованное привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

ст. 113 ТК РФ

 

152

Расходы по компенсационным выплатам в связи с сокращением штата отражались не по ст. 211 «Заработная плата», а по другим статьям

Приложение №5 к Инструкции по бухгалтерскому учёту, утв. пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н

 

153

Работникам учреждений и органов муниципальной власти разряды установлены выше, чем предусмотрено положением об оплате труда (несоответствие стажа и уровня образования)

Положение об оплате труда, утв. решением Совета депутатов МО

 

154

Выдача денежных средств под отчёт при наличии задолженности по ранее выданным авансам

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40

 

155

Несоблюдение сроков предоставления отчёта об израсходованных подотчётных суммах

п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета Директоров ЦБР №40 от 22.09.1993

 

156

Передача подотчётных сумм от одного лица к другому

п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета Директоров ЦБР №40 от 22.09.1993

 

157

Установлена завышенная величина суточных расходов при командировках

п. 1 пост. Правительства РФ от

02.10.2002 №729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счёт средств федерального бюджета»

 

158

Необоснованное списание, завышение норм списания, стоимости горюче-смазочных материалов

пр. Минтранса России от 18.09.2008 №152; Письмо Минфина России от 25.08.2009 №03-03-06/2/161; Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 №АМ-23-р

 

159

Не ведётся журнал регистрации путевых листов

пр. Минтранса России от 18.09.2008 №152; Письмо Минфина России от 25.08.2009 №03-03-06/2/161

 

160

Автотранспорт используется в выходные и нерабочие праздничные дни, при этом приказы о работе работников в указанные дни не издаются

пр. Минтранса России от 18.09.2008 №152; Письмо Минфина России от 25.08.2009 №03-03-06/2/161

 

161

Отсутствие актов-сверок по расчётам  с дебиторами и кредиторами на конец финансового года

пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

162

Не ведётся учёт на забалансовых счетах (не учтены приобретённые подарки и сувениры)

ст. 9 №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

163

Не учтены на балансе бюджетной организации деревья, посаженные за счёт бюджетных средств

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»; пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

164

Расходы на питание в учреждениях социальной сферы утверждены ниже расчётной потребности

Отраслевые приказы, определяющие нормы питания

 

165

Не выполняются нормы питания по дневному рациону больных в лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты

Отраслевые приказы, определяющие нормы питания

 

166

Отсутствие Главной книги, заполнение данных Главной книги карандашом, несоответствие остатков по Главной книге и остатков журналов-ордеров

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте», пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

167

Несоблюдение срока составления оправдательных документов (например, счёта-фактуры не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товара или со дня передачи имущественных прав)

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»

 

168

Учреждение здравоохранения не имеет соответствующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности (например, оказание платных медицинских услуг), но оказывает их

 

ст. 49 ГК РФ

 

169

Допущены в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях к практической медицинской деятельности лица, не имеющие соответствующего сертификата специалиста

ст. 54 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1

 

170

Не отражена в балансе стоимость объекта после реконструкции

№129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»; п. 9 пост. Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества»

 

VI. Соблюдение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств

 

171

Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов

ст. 38, 289 БК РФ

 

172

Оплата расходов на приобретение товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации

пр. Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учёту»

 

173

Перечисление остатков бюджетных средств в качестве аванса по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц в счёт обязательств следующего финансового года

п. 2, 4 ст. 242 БК РФ

 

174

Использование средств, привлечённых на возмездной и возвратной основе для осуществления определённых целевых расходов, на иные цели

ст. 38, 289 БК РФ

 

175

Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных  бюджетной сметой

ст. 38, 289 БК РФ

 

176

Использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям или на их создание

ст. 38, 289 БК РФ

 

177

Перечисление администрацией средств на расчётный счёт предприятий ЖКХ, не имеющих выпадающих доходов от реализации коммунальных услуг  населению

ст. 38, 289 БК РФ

 

178

Направление средств поселений на содержание филиалов районной библиотеки, находящихся на территории поселений

ст. 14, 52 №131-ФЗ от 06.10.2003

 

179

Выделение из бюджета муниципального образования средств на строительство приходов и храмов

№7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»,
№131-ФЗ от 06.10.2003; ст. 86 БК РФ

 

180

Использование средств субвенций на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на обеспечение деятельности администрации района

ст. 38, 289 БК РФ

 

181

Выделение субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и на возмещение ущерба организациям, не являющимся сельхозпроизводителями

ст. 38 БК РФ; ст. 3 №264-ФЗ от 29.12.2006

 

182

Из бюджета муниципального образования оплачиваются государственные полномочия, которые должны финансироваться за счёт субвенций из областного бюджета

ст. 14, 52 №131-ФЗ от 06.10.2003; п. 5 ст. 86 БК РФ

 

183

Выделение субсидий из областного бюджета на компенсацию части расходов по оплате страховых взносов по договорам страхования в период, когда у страховой компании была приостановлена лицензия

пост. Правительства РФ от 31.12.2008 №1091; ст. 12, 15 №264-ФЗ от 29.12.2006

 

184

Оплата за счёт средств бюджета услуг связи по номеру домашнего телефона сотрудников городской (районной) администрации

ст. 38, 289 БК РФ

 

VII. Обеспечение эффективности использования бюджетных средств

 

185

Неиспользование на протяжении более 180 дней оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретённых за счёт бюджетных средств

ст. 34, 162 БК РФ

 

186

Оплата проектно-изыскательских работ, которые в дальнейшем практического применения не находят

ст. 34, 162 БК РФ

 

187

Приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, превышающим среднерыночные более чем на 10%

ст. 34, 162 БК РФ

 

188

Непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности более 90 дней

ст. 34, 162 БК РФ

 

189

Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение

ст. 34, 162 БК РФ

 

190

Неиспользование более года средств, полученных муниципальным образованием на основании заявки из областного бюджета в виде субсидий, субвенций

ст. 34, 162 БК РФ

 

191

Неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в них

ст. 34, 162 БК РФ

 

192

Приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества

ст. 34, 162 БК РФ

 

193

Непринятие в расчёт при выделении субвенций остатка средств, сложившегося на начало соответствующего периода

ст. 34, 162 БК РФ

 

194

Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности

ст. 34, 162 БК РФ

 

195

Приобретение машин и оборудования за счёт средств бюджета муниципального образования и передача их федеральным структурам на безвозмездной основе

ст. 34, 162 БК РФ

 

196

Приобретение оборудования, которое не могло быть установлено без ремонта помещений. При этом деньги на ремонт помещений не были выделены (или даже не планировались)

ст. 34, 162 БК РФ

 

197

Не введена в эксплуатацию из-за  незавершённого строительства межпоселкового газопровода и распределительных сетей построенная газовая котельная

ст. 34, 162 БК РФ

 

198

Оплата работ по уборке снега, которые не могли быть выполнены из-за отсутствия снежного покрова и осадков в обозначенный в договоре период времени

ст. 289 БК РФ

 

199

Отсутствие утверждённых лимитов на оплату мобильных телефонов сотрудников администрации муниципального образования

Письма Минфина РФ от 23.05.2005
№03-03-01-04/1/275;
от 13.10.2006
№03-03-04/2/217

 

200

Оплачен холостой пробег автотранспорта

ст. 34, 162 БК РФ

 

 

Содержание

Предисловие.....................................................................................    3

Введение ..........................................................................................    4

Использованные сокращения............................................................    4

  1. Нарушения и недостатки при организации бюджетного                    процесса      5
  2. Нарушения и недостатки при распоряжении муниципальной собственностью, земельными ресурсами             11
  3. Нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок     16
  4. Нарушения и недостатки при выполнении ремонтно-строительных работ           18
  5. Нарушения и недостатки в бюджетном учёте и отчётности........   22
  6. Соблюдение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств   31
  7. Обеспечение эффективности использования бюджетных средств           33

Справочное издание

200 типовых нарушений,

выявленных при проведении контрольных

мероприятий в муниципальных образованиях

ЛР № 020640 от 22.10.97.

Подписано в печать 15.03.2010. Формат 60×84/16.

Усл. печ. л. 2,09. Тираж 300 экз. Заказ 0000.

Ульяновский государственный технический университет,

432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32.

Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32.

Ждём Ваших предложений, замечаний, дополнений по адресу:

Счётная палата Ульяновской области

432970, г.  Ульяновск, ул. Радищева, д. 1

телефон/факс: (8422) 44-24-86

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

© 2022. Все права защищены.