ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА  НА ПРОЕКТ БЮДЖЕТА   МУНИЦИПАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ «АЛАГИРСКИЙ РАЙОН»  НА 2018 И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019-2020 ГОДА.                                                                                               г.Алагир

1. Общее положение

Заключение Контрольно-счетной палаты  Алагирского района  (далее – Контрольно-счетная палата) на проект решения  Собрания представителей Алагирского района  «О бюджете  муниципального образования Алагирский района на 2018 год и плановый период 2019-2020года (далее – Проект бюджета) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о бюджетном процессе МО Алагирский  район, утвержденного решением Собрания представителей МО Алагирский район от 28.11.2007 года № 44 (с изменениями от 15.04.2015г № 5-27-7), Положение о Контрольно-счетной палате Алагирского района, утвержденное решением Собрания представителей Алагирского района № 5-33-9 от 24.12.2015года.

Проект бюджета с приложением  документов и материалов представлен для подготовки заключения в Контрольно-счетную  палату  в  соответствии  со  ст.184.2  БК РФ.

Структура и состав показателей Проекта бюджета соответствуют требованиям, установленным статьей 184.1 БК РФ, документы и материалы, представленные одновременно с Проектом бюджета, соответствуют требованиям статьи 184.2 БК РФ.

В целях соблюдения принципа прозрачности (открытости), установленного статьей 36 БК РФ, Проект бюджета, внесенный на рассмотрение  Собрания представителей Алагирскогорайцона, размещен в информационно-телекоммуникационной сети«Интернет» на сайте Финансового Управления Алагирского района.

 С целью определения достоверности и обоснованности показателей формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Контрольно-счетной палатой проведен его анализ по следующим направлениям:

- Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов;

- Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановомпериоде;

- Верхний предел муниципального долга на 1 января года,следующего за очередным финансовым годом и каждым годом плановогопериода;

 - Оценка сбалансированности бюджета.

В соответствии со статьей 172 БК РФ составление Проекта бюджета основываетсяна:

-  Бюджетном послании Президента РоссийскойФедерации на 2016-2018гг, Указов  Президента РФ от 07.05.2012 года;

-          Прогнозе социально-экономического развития Алагирского муниципального района на 2018-2020гг;

-          Основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики Алагирского  муниципального района  на 2018 год и плановый период 2019- 2020годов;

-          Программы  социально-экономического развития Алагирского района до 2020 года.

2. Анализ соответствия  проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства.

         Проект бюджета муниципального образования Алагирский  район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годовпредставлен в Контрольно-счетную палату  со следующими документами и материалами в соответствии с требованиями  ст.184.2 БК РФ, а именно: 

  - прогноз социально-экономического развития муниципального образованияАлагирский район  на 2018-2020 годы, утвержденное Постановлением Главы Алагирского района №13499 от 31.10.2017 г.;

- предварительные итоги  социально-экономического развития  за истекший  финансовый год и ожидаемые итоги   за текущий финансовый год;

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- прогноз основных характеристик консолидированного бюджета муниципального образования Алагирский  район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;

-  расчет распределения межбюджетных трансфертов;

- проект программы муниципальных внутренних заимствований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

- верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового 2018года и плановый период 2019 и 2020 годов.

В составе документов к проекту бюджета на 2018 год  и плановый период  2019-2020 годов представлено  Постановление  Главы Алагирского муниципального района  от 30.11.2016 года №25 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики  МО Алагирский  район на  2018  год и плановый период 2019 и  2020 годы».

Основными задачами налоговой политики МО Алагирский  район в 2018-2020 годах являются:

- обеспечение сбалансированности бюджета  за счет дальнейшего расширения налогооблагаемой базы;

- дальнейшее совершенствование качества налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за достоверное прогнозирование доходов бюджета, обеспечение выполнения в полном объеме утвержденных годовых назначений по администрируемым доходам;

- осуществление дальнейшей работы по выявлению и пресечению схем минимизации налогов, совершенствование методов контроля за легализацией «теневой» занятости в районе;

- дальнейшая оптимизация налоговых ставок и льгот по местным налогам;

- продолжение политики обоснованности предоставления и эффективности применения налоговых льгот местным налогам;

- принятие мер по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц;

- повышение эффективности управления  муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.

     Проведение эффективной налоговой политики в муниципальном образовании на предстоящий период является основным инструментом пополнения доходной части местного бюджета.

 Основная задача бюджетной  политики

Основные направления бюджетной политики муниципального образования Алагирский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 10 решения Собрания представителей Алагирского района от 15.04.2015г № 5-27-7 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Алагирский район» в целях составления проекта районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

При подготовке основных направлений бюджетной политики  Алагирского района  на 2018 – 2020 годы были учтены основные положения бюджетной и налоговой  политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы оздоровления муниципальных  финансов Алагирского района на 2016-2019 годы, а также цели и задачи, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития района.

Бюджетная политика муниципального образования Алагирский район в 2018 – 2020 годах обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной политики муниципального образования Алагирский район 2017 – 2019 годы и нацелена на дальнейшее обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Алагирский район.

В 2018 – 2020 годах в условиях ограниченности бюджетных ресурсов в целях минимизации угроз несбалансированности районного бюджета бюджетная политика должна осуществляться на основе наиболее реалистичного варианта прогноза социально-экономического развития района с использованием программно-целевых методов управления бюджетной системой.

В этой связи необходимо усилить контроль за выполнением целевых показателей, определенных как Программой оздоровления, так и целевых индикаторов реализации муниципальных программ. Бюджетная политика на 2018 год и последующие годы должна быть направлена на увеличение поступлений по доходам и формирование условий для наиболее эффективного исполнения принятых расходных обязательств.

3. Параметры прогноза исходных экономических показателей для составления проекта  консолидированного бюджета на 2018 год  и плановый период 2019 - 2020 годов.

Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Алагирского района на 2018-2020гг. разработаны согласно статье 173 БК РФ, а также в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2018-2020 годы, итогами социально-экономического развития Алагирского района в 2016 году и  итогами развития Алагирского района  в  январе - сентябре 2017 года  и в соответствии с Постановлением АМСУ Алагирского района от 16.10.2017г. №1306 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития муниципального образования Алагирский район на долгосрочный и среднесрочный периоды» администрация  Алагирского  района

1.Промышленность

          По сравнению с предыдущим периодом (2009-2014гг) в 2015 году и особенно в 2016 году характерным является резкое снижение объемов выпуска продукции в секторе добычи полезных ископаемых.

Предприятия ООО «ГДК», ООО «Хад-Строй», ООО «АСТ» и ООО «Диорит»  прекратили деятельность по выпуску щебня. Доля добывающих производств в промышленных объемах района  составила в 2015г. – 3,2%, в 2016г – 1,6%.

В секторе обрабатывающих производств:

Доля спиртзавода  ООО «ДДД» по итогам  2014 года была 74%,   2016 года – 75% ,  2017 года – 86% в общем объеме промышленной продукции. В целом объемы выпуска промышленной продукции в 2016 году составили 976 млн.руб. или  в 2,5 раза больше, чем в 2015 г.

В то же время прогнозируется в 2020 году обеспечить оборот  организации промышленной  сферы в сумме 1418млн.руб.(консервативный вариант)  и  2217млн.руб(целевой вариант) или обеспечить его рост на 36% по сравнению с 2016 годом. Это будет обеспечено за счет:

- наращивания объемов выпуска на спиртзаводе ООО «ДДД», где планируется в результате вхождения этого предприятия в ОАО «Росспиртпром» производить спирт в количестве 200 тыс.дал в месяц.

При этом численность работающих на спиртзаводе составит не менее 200чел;

- увеличение  объема выпуска щебня недропользователями с начала 2018 года в количестве не менее 500 тыс.м3 в год. При этом на этих предприятиях будет трудоустроено 90÷100 чел.;

В настоящее время неизвестной остается перспектива деятельности ЗАО «ДОЗ» и ООО «Завод строительных материалов», бездействующих по различным причинам с начала 2015 года. Планируется в 2018г. реорганизовать МУП «Алагирский хлебозавод» путем преобразования  в ООО с целью привлечения  инвестора.

Ожидаемые  итоги социально-экономического  развития Алагирского  района за  2017г.

млн. руб.

Показатели

 2017г.

1

Промышленность полностью

1476

 

в том числе:

 
 

- добыча полезных ископаемых

36

 

- обрабатывающие производства

770

 

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды

670

2

Продукция сельского хозяйства всех категорий, в текущих ценах

1450

 

в том числе с/х организации

240

3

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

1400

4

Ввод в действие жилых домов, м2

800

 

квартир

9

5

Объем услуг транспорта,  всего

47

 

в том числе предприятие АК-1691

10

 

пассажирооборот орг. тыс. пасс.   x  км.

13000

6

Объем услуг связи

70

7

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации, всего

1010

 

в том числе РАЙПО

57

8

Оптовая торговля

73

9

 Объем платных услуг

320

10

Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб.

20100

11

Численность официально зарегистрированных безработных, чел.

600

12

Оборот организаций по всем видам экономической деятельности

3200

13

Оборот организаций в расчете на одного жителя в месяц, руб.

7200

14

 Уровень собственных доходов в общем объеме доходов муниципального бюджета, %

35

15

Оборот розничной торговли на душу населения  в месяц, руб.

2270

16

Объем инвестиций в основной капитал

2400

17

Инвестиции в основной капитал на душу населения в месяц, руб.

5400

Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Алагирского района на 2018-2020гг. разработаны в соответствии с Законом РСО-Алания от 14 июля 2008г. № 35-РЗ «О программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012гг.»,  Постановлением Правительства РСО-А от 17.10.2014г. №342 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2015-2017гг.», «Комплексной Программой социально-экономического развития Алагирского района на 2016-2018гг.», утвержденной решением Собрания представителей Алагирского района от 24.12.2015г. № 5-33-3, с учетом сценарных условии развития республики и района и на основе анализа динамики показателей экономического развития Алагирского района за 2013-2016гг.

2.Промышленность

По сравнению с предыдущим периодом (2009-2014гг) в 2015 году и особенно в 2016 году характерным является резкое снижение объемов выпуска продукции в секторе добычи полезных ископаемых.

Предприятия ООО «ГДК», ООО «Хад-Строй», ООО «АСТ» и ООО «Диорит»  прекратили деятельность по выпуску щебня. Доля добывающих производств в промышленных объемах района  составила в 2015г. – 3,2%, в 2016г – 1,6%.

В секторе обрабатывающих производств:

Доля спиртзавода  ООО «ДДД» по итогам  2014 года была 74%,   2016 года – 75% ,  2017 года – 86% в общем объеме промышленной продукции. В целом объемы выпуска промышленной продукции в 2016 году составили 976 млн.руб. или  в 2,5 раза больше, чем в 2015 г.

В то же время прогнозируется в 2020 году обеспечить оборот  организации промышленной  сферы в сумме 1418млн.руб.(консервативный вариант)  и  2217млн.руб(целевой вариант) или обеспечить его рост на 36% по сравнению с 2016 годом. Это будет обеспечено за счет:

- наращивания объемов выпуска на спиртзаводе ООО «ДДД», где планируется в результате вхождения этого предприятия в ОАО «Росспиртпром» производить спирт в количестве 200 тыс.дал в месяц.

При этом численность работающих на спиртзаводе составит не менее 200чел;

- увеличение  объема выпуска щебня недропользователями с начала 2018 года в количестве не менее 500 тыс.м3 в год. При этом на этих предприятиях будет трудоустроено 90÷100 чел.;

В настоящее время неизвестной остается перспектива деятельности ЗАО «ДОЗ» и ООО «Завод строительных материалов», бездействующих по различным причинам с начала 2015 года. Планируется в 2018г. реорганизовать МУП «Алагирский хлебозавод» путем преобразования  в ООО с целью привлечения  инвестора.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития

Алагирского района на 2018-2020гг.

Промышленность

Показатели

Ед.измер.

факт

оценка

прогноз базовый (консервативный)

прогноз целевой

(оптимистический)

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г

2020

2018

2019

2020

Оборот организации в т.ч.:

млн.руб.

926,9

989,1

1632,0

1466,0

1323

1405

1492

1677

1925

2217

в % к пред.году

105

106,8

165

90,0

90,2

106,2

106,6

114,4

114,8

115,1

 

индекс дефлятор %

-

-

-

-

103,4

103,9

104,4

104,1

104,0

104,1

1.Добыча полезных ископаемых

млн.руб.

40

49,3

53,3

27,5

30,6

32,7

34,9

32,4

36,1

41,5

в % к пред.году

110

123

108,1

51,6

107,0

103

103

113

107

110

 

индекс дефлятор %

-

-

-

-

104

103,8

103,8

104,2

104,3

104,6

2.Обрабатывающие производства

млн.руб.

360,9

362,1

923,5

778,5

585,5

650

717

865

984

1046

в % к пред.году

100,2

100,5

2,5р

84,2

74

109

108

106

109

102

 

индекс дефлятор %

-

-

-

-

101,7

102

102,1

104,9

104,4

104,2

3.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

млн.руб.

526

577,7

655,2

660

707

723

740

780

905

1130

 

в % к пред.году

107

109,7

113,5

100,7

106

100,7

100,7

113

110

120

 

индекс дефлятор %

-

-

-

-

101,2

101,5

101,5

104,7

105,4

104

3.Сельское хозяйство

         В отрасли животноводства в структуре категорий хозяйств доля сельхозпредприятий в 2020г. возрастет с 10% в 2016г. до 15% или в 1,5 раза. Это произойдет в результате расширения производства агропромышленного холдинга «Мастер-Прайм.Березка». При этом доля этого агрохолдинга в отрасли животноводства по сельхозпредприятиям возрастет с 90% в 2016г. до 98%, а объемы выпуска продукции составят 200,0 млн.руб. в 2020г.

 В структуре категорий хозяйств растениеводческой отрасли доля хозяйств существенно возрастет за счет развития садоводства (ООО «Владка») и  доля сельхозпредприятий в общем объеме хозяйств повысится до  уровня 29% - 30%.

            4.Инвестиции

         На развитие экономики и социальной сферы района в 2018 – 2020гг. за счет всех источников финансирования планируется направить около  17600млн.руб., в т.ч. на объекты:

         1)  по строительству Зарамагских ГЭС – 10500 млн.руб.; 

         2) по ФЦП «Развитие транспортной системы России»-2300 млн.руб., в т.ч.:

- строительство объектов на федеральной дороге «Транскам» (туннели, галереи, объекты дорожного сервиса) – 300 млн.руб.;

- строительство моста ч/з р. Ардон – 2000 млн.руб;

3) строительство животноводческого комплекса на 1200 голов дойного стада и молокоперерабатывающего завода с расширенным ассортиментом выпускаемой продукции» - 3000 млн.руб. инициатор проекта ООО АХ «Мастер-Прайм. Березка»;

4)развитие садоводства( ООО «Владка») - 1,1 млн.руб;

5) расширение мощностей: в с. Дзуарикау (КФХ «Муриев») – 15 млн.руб. и с.В.Бирагзанг( ООО «Юг-Агро») -10 млн.руб.;

6) строительство гостиничных комплексов в  Куртатинсом ущелье (ООО «СТК-59») -1,3млрд. руб.;

7) на объекты социальной сферы и ЖКХ:

- строительство спортивного зала в с. Суадаг – 12,4 млн.руб.(РБ);

- строительство газопровода – «Унал-В.Фиагдон» и распределительных сетей в населенных пунктах Унальского и Фиагдонского поселений   - 420 млн.руб. (170 млн.руб с РБ и 250 млн.рубвнеб.ист.(ОАО «Газпром).

- капитальный ремонт многоквартирных домов – 4 млн.руб (МБ);

- перевод МКД на индивидуальное отопление – 7 млн.руб. (МБ);

- строительство и ремонт водопроводных и канализационных сетей – 16 млн.руб. (МБ);

- реконструкция сетей теплоснабжения – 18,0 млн.руб. (МБ);

- переселение граждан из аварийного и ветхого жилья                                                 30млн.руб.–7,0млн.руб.(МБ);                                                                                                                 23млн.руб.(ФБ и РБ). 

 

5.Транспорт

         Объем транспортных услуг по району в 2020г. составит 51 млн.руб. при консервативном варианте и 54 млн.руб. при целевом варианте и возрастет на 14% по сравнению с 2016г. При этом доля малого предпринимательства в сфере транспортных услуг составит 76%.

         Больше внимания будет уделяться качеству оказания транспортных услуг. Пассажироперевозки по всем маршрутам будут  осуществляться перевозчиками, выбранными на конкурсной основе, в соответствии с №220-ФЗ.

6.Связь

Объем услуг связи в 2020г. составит 72 млн.руб.  при консервативном варианте и 78 млн.руб. при целевом варианте или возрастет на 13,0% по сравнению с 2016г. Соотношение объемов электросвязи «ЮТК» и почтовой связи сохранится на уровне 55%-45% соответственно. При этом доля сотовой связи в общем объеме услуг связи составит 60%.

         7.Малое предпринимательство

         В сфере малого предпринимательства района в 2020г. численность составит 1860 чел., или 22% от всех занятых в экономике района. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составит 1131 млн.руб. или 26% от общего оборота организации района. В структуре отраслей будет превалировать доля розничной торговли – 70%, доля промышленности – 5%, доля строительства – 16%, других отраслей - 9%.

         На поддержку малого предпринимательства в местном бюджете на 2018г. предусмотрена сумма 400тыс.рублей.

         8.Потребительский рынок

         Оборот розничной торговли в 2020г. составит 1134 млн.руб. или возрастет на 13%  к 2017г. Доля объемов розничной торговли составит 20% от общего оборота организации или возрастет на 2% по сравнению с 2017г.

         Оборот розничной торговли торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями составит 90% от общего товарооборота, доля рынка составит всего 10%. Для сравнения, по республике доля рынков составляет 24%, удельный вес пищевых продуктов составит 40%, непродовольственных – 30%, для сравнения по РСО-А – соответственно 49-51%.

         Платных услуг населению в 2020г.  будет оказано на 411 млн.руб., что на 14% больше этой величины за 2016г. В структуре платных услуг наибольшая доля будет приходиться на связь – 32%, коммунальные и жилищные услуги – 34%, транспортные – 16%, бытовые – 12%.

         9.Рынок труда и уровень жизни населения

         Трудоспособное население района в 2020г. останется на уровне 2016г. – 23,0 тыс.чел, численность занятых в экономике   возрастет (на 4% к 2016г.)

и составит 13,1тыс.чел. Общая численность безработных, желающих работать, снизится на 7%, составив 4,4 тыс.чел.

         Экономически активное население составит 17,5 тыс.чел. или, практически, не изменится.

         Средняя заработная плата по основным предприятиям и организациям района возрастет по сравнению с 2016г. на 24% и составит 24000 руб. Наиболее высокий уровень зарплаты ожидается, как и ранее, в строительных организациях – 30 тыс.руб.

Проект решения о бюджете муниципального образования Алагирский район на 2018 год  и на плановый  период 2019 и 2020 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Собрания представителей муниципального образования Алагирский район «О бюджетном процессе в Алагирском муниципальном районе».

За основу положены ожидаемые итоги исполнения консолидированного бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 гг, основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2016-2018 годах», указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также цели и задачи, определенные в Программе социально-экономического развития Алагирского района  до 2020 года.

Для определения объема доходов безвозмездных поступлений, и формирования бюджетных ассигнований за счет средств от безвозмездных поступлений, были учтены параметры проекта республиканского закона «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»

Формирование налоговых и неналоговых доходов осуществлялось на основе федеральных, республиканских законов, решений Собрания представителей в области налоговой и бюджетной политики на 2018 год, прогноза социально-экономического развития района, отчета за 2016 год, оценки ожидаемых поступлений доходов в 2017 году и имеющейся задолженности по налогам в части местного бюджета.

При расчете доходов бюджета были учтены следующие нормативы зачисления:

-налога на доходы физических лиц по нормативу – 15%, кроме того планируется зачисление дополнительного норматива от налога на доходы с физических лиц – 33% (взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);

-налога на имущество предприятий – 30%

-акцизов – 10% от  дифференцированного норматива;

-единого налога на вмененный доход по нормативу 100%;

упрощенная система налогообложения – 70%;

-единого сельскохозяйственного налога по нормативу 50%;

-доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55%.

В соответствии с пунктом 6 статьи 107 БК РФ в Проекте бюджета устанавливается верхний предел муниципального долга:

- предельный объем муниципального долга  запланирован в объеме:

на 2018 год в сумме 71 486,0 тыс.рублей.

на 2019 год в сумме 72 927,0 тыс. рублей;

на 2020 год в сумме 73 283,0 тыс. рублей;

- верхний предел муниципального долга по долговым обязательствам запланирован  по состоянию:

на 1 января 2019 года в сумме 19 440,0 тыс. рублей;

на 1 января 2020 года в сумме 26 440,0 тыс. рублей;

на 1 января 2021 года в сумме 26 440,0 тыс. рублей;

       -  объем расходов на обслуживание муниципального долга  запланирован

на 2018 год в сумме 509,0 тыс. рублей;

на 2019 год в сумме 14,0 тыс. рублей;

на 2020 год в сумме 0 тыс. рублей;

          - размер резервного фонда на 2018-2020 годы, планируемый к утверждению в Проекте бюджета, не превышает 3% от общего объема расходов, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 81 БКРФ.

Доходыбюджета

В соответствии со ст.174.1 БК РФ, прогнозирование доходов бюджета Алагирского района  основывается на прогнозе социально-экономического развития района.

Доходная часть Проекта спрогнозирована в соответствии с основными направлениями налоговой и бюджетной политики, а также на основе оценки ожидаемого поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет поселения в 2018году.

Проект решения о бюджете муниципального образования Алагирский район на 2018 год  и на плановый  период 2019 и 2020 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Собрания представителей муниципального образования Алагирский район «О бюджетном процессе в Алагирском муниципальном районе».

На 2018 год бюджет муниципального образования Алагирский район сформирован с объемом доходов в сумме  650 296,4 тыс. рублей, общий объем расходов районного бюджета в сумме 657 296,4 тыс. рублей;

прогнозируемый дефицит районного бюджета в сумме 7 000,0 тыс. рублей или менее 5% от суммы налоговых и неналоговых доходов районного бюджета.

Прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2019 год  - 594 624,3 тыс. рублей и на 2020 год - 606 556,4  тыс.рублей.

Параметры доходов бюджета в динамике за 2016–2020 годы представлены в таблице №1:

Наименованиепоказателя

2016год

(отчет)

2017год

(ожидаемое)

2018год (проект)

2019год (проект)

2020год (проект)

тыс.руб.

тыс.руб.

% к пред.год у

тыс.руб.

% к пред.году

тыс.руб.

% к предгоду

тыс.руб.

% к пред.году

Налоги на доходы физлиц

94949,0

85768,0

-9,0

89095,0

+4,0

91770,0

+3,0

91770,0

0,0

Налоги на товары(работы и услуги, реализуемые на территории РФ

15064,0

 

13099,0

-13,0

14212,0

 

+8,0

 

16033,0

+13,0

 

16957,0

6,0

Налоги на совокупный доход

17621,0

11063,0

-37,0

13416,0

+21,0

13477,0

+0,4

13525,0

+0,3

Налог на имущество организаций

32636,0

32636,0

0%

49212,0

+51,0

49212,0

0,0

49212,0

0,0

Госпошлина

2800,0

2810,0

+0,3

4147,0

+47,0

4210,0

+1,5

4273,0

+1,5

Доходы от оказания платные услуг

19446,0

14488,0

-25,0

0,0

 0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1690,0

2050,0

+22,0

800,0

-61,0

800,0

0,0

900,0

+12,0

Налоговые и неналоговые доходы

237691,0

215756,0

-9,0

201982,0

-6,0

207252,0

+3,0

208887,0

+0,8

Безвозмездные поступления

349908,0

382315,5

+10,0

445149,0

+16,0

387372,3

-13,0

397669,4

+3,0

Итогодоходов:

604619,9

598071,5

-1,1

647131,4

+8,2

594624,3

-8,1

606556,4

+2,0

- Прогноз поступлений доходов от уплаты налога на доходы физических лиц рассчитан исходя из налогооблагаемой базы с учетом недоимки по состоянию на 01.10.2017г.

Поступления налога на доходы физических лиц на 2018 год прогнозируются в объеме 95 260,0 тыс. руб, в  2017 году сумма составляла-89095,0тыс.руб. Уменьшение произошло на 6%. В структуре налоговых и неналоговых доходов этот вид налога занимает наибольший удельный вес – 41,4 %.  С учетом городского и сельских поселений сумма налога планируется в объеме 116 649,0 тыс. руб. Контингент составит  243 018,0 тыс. руб.

- Налог на имущество в 2018 году запланирован в сумме -49212,0 тыс.руб. В 2017 году сумма составляла-32636,0 тыс.руб. Уменьшение произошло на 33,7%

- Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2018 год  прогнозируются в сумме 800,0 тыс.руб.

         - Доходы от оказания платных услуг  на 2018 год  запланировано в сумме -0,0 тыс.руб. Так как в 2017 году по данному виду налога сумма составляла -14488,0 тыс.руб. Изменения произошли в связи с  преобразованием  казенных учреждений Управления образования в  бюджетные. 

-Дохода  от уплаты акцизов планируется с учетом дифференцированных нормативов отчислений, которые составят сумму дорожного фонда районного бюджета. На 2018 год запланировано 14 212,0 тыс.руб., сумма увеличилась на 8,5% в сравнении с 2017 годом (в 2017 году сумма  составляла 13098,8 тыс.руб)., на 2019 г. – 16 033,0 тыс.руб., на 2020 г. – 16 957,0тыс. руб.

-При планировании налогов на совокупный доход,  учтены поступления доходов от налогов на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения и единого сельскохозяйственного налога. Общий объем поступлений в 2018 году прогнозируется в сумме  14 416,0 тыс. руб., из которых единый налог на вмененный доход составляет  3 147,0тыс.руб., единый сельскохозяйственный налог – 1 447,0 тыс. руб.,  налог по упрощенной системе – 9 792,0 тыс. руб. При этом учитывались налоговая база и  фактические поступления, нормативы зачисления соответственно 100%, 70% и 70%.  В сравнении с 2017 годом по данному виду налога сумма составляла -11063,0тыс.руб.,  в 2018 году увеличение произошло на 30,3%.

         - При планировании налога на имущество учтена налогооблагаемая база по поступлениям по налогу на имущество организаций, находящихся на территории муниципального образования Алагирский район. Общий объем поступлений планируется на 2018год  в сумме - 44 212,0тыс.руб., в 2017 году  данный вид налога составлял -32636,0 тыс.руб,  увеличение  суммы данного вида налога  произошло на - 35,4%.

- Госпошлина прогнозируется исходя из фактических поступлений за 2016 год, ожидаемых поступлений за 2017 год  в сумме  4 147,0 тыс. руб., в 2017 году  сумма составила  - 2800,0 тыс.руб. или 48,1%

- Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду планируются в сумме 150,0 тыс. руб. или  55% от указанного вида доходов, сумма остается без изменения по отношению к 2017 году.

-Доходы от реализации муниципального имущества планируются в сумме 1 800,0 тыс. руб,; из них продажа земельных участков 1600,0 тыс. руб., 200,0 тыс.руб.,должно поступить  от продажи муниципальной собственности:

1.Здание бывшей кательни «Северная» по адресу:г.Алагирул.К.Хетагурова 231 «В» (103,5кв.м.)

2.Помещение бывшей столовой  Зарамаг ГЭС по адресу:г.Алагирул.кв.эненгетиков 15 (61,5  кв.м)

3. Помещение бывшего Комитета лесного хозяйства , с.Майрамадаг, ул.Т.Дзуцева,60 (88,2 кв.м). 

- Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, прогнозируются на 2018 год в сумме 24 450 тыс. руб. (с учетом недоимки). В 2017 году данная сумма составила – 27 400,0тыс.руб.Уменьшение  произошло на–10,8%. Основными источниками поступлений указанных доходов являются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки и доходы за аренду муниципального имущества. До 2019 года поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности должны возрасти, главным образом за счет четко налаженного учета и контроля за уплатой арендной платы.

- Денежные взыскания (штрафы и санкции) на 2018 год предусматриваются исходя из фактических поступлений  за предыдущие годы  в размере 2 500,0 тыс. руб.

- Безвозмездные поступления 2018 году прогнозируются в сумме 445 149,4 тыс. руб. и составят  66,7 % доходов районного бюджета. В 2017 году     планируемая сумма составила- 382 315,5 тыс.рублей (сумма увеличилась  на 16,4%).     

Расчетный объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности  планируется в сумме 159 841,6 тыс. руб., из них дотация,  перечисляемая из республиканского бюджета  87 827,4 тыс. руб.      

Как и в 2017 году, часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменена дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц (33%) в сумме  80 196,0 тыс. руб., что находит отражение и в проекте районного бюджета.

Планируются субсидии на приобретение топлива для жителей п.Фиагдон с прогнозной суммой  17 700 тыс. руб.    или 2,6 % доходов.

76,3 % безвозмездных поступлений составят субвенции, из них:                          - 1 902,0  тыс. руб. на осуществление первичного воинского учета;        

-  95 245,0 тыс. руб.  на дошкольное образование;

- 169 110,0 тыс. руб. на общее образование;

- 61 836,0 тыс.руб. на  поддержку учреждений культуры;

- 2 651,0  тыс. руб. на оздоровление детей;

- 4 349,3 тыс. руб. на дотацию поселениям:

- 310,0 тыс. руб.  на организацию деятельности административной комиссии;

- 4 167,0 тыс. руб. на компенсацию части родительской платы.

- 51,7 тыс.руб. на составление списков кандидатов в присяжные заседатели;

Налоговые и неналоговые доходы составят 205 147,0 тыс. руб., в структуре которых, наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 41,4%. Рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с фактическими поступлениями 2016 года планируется на 11%.

Расходы

Расходы районного бюджета сформированы в основном программно - целевым методом планирования и на 2018 год планируются в сумме 657 296,4 тыс. руб. с учетом расходов  на исполнение государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень. В 2017 году общая сумма расходов планируемого  районного бюджета составила – 604571,5 тыс.рублей, в процентном соотношении сумма расходной части бюджета  увеличилась на 8,7%.

В расходной части предусмотрены субсидии и субвенции, планируемые к получению из республиканского бюджета в сумме 357 322,0 тыс.руб. или  53,5 %.  В качестве основных приоритетов расходов районного бюджета определено выполнение социальных обязательств района по оплате труда работников бюджетных и казенных учреждений, оплате коммунальных услуг, налогов и остальных обязательных платежей. В неполном объеме предусматриваются расходы на приобретение основных средств, ремонтные работы, проектно-сметную документацию, на поддержку малого предпринимательства. С учетом оптимизации заложены и остальные статьи расходов.

В проекте районного бюджета на 2018 год предусмотрена реализация майских указов президента Российской Федерации.                                 Бюджет очень сложный в связи с тем, что не в должной мере учитываются рост цен на товары, услуги, повышение тарифов, замена и капитальный ремонт коммуникаций, обновление оборудования, кредиторская задолженность.  Причина –  в отсутствии доходов.

- Расходы по  разделуобщегосударственные вопросыпланируются в сумме 37884,7 тыс. руб., в 2017 году объем планируемых средств составлял -37872,0 тыс.руб,. Из них расходы на содержание органов муниципальной власти –  35 540,0 тыс. руб. За основу проектировок объемов финансирования приняты показатели бюджета на 2017 год, с учетом  норматива на содержание органов власти и выполнения плана мероприятий по оптимизации расходов на содержание аппарата управления.

На составление списков кандидатов в присяжные заседатели   51,7 тыс.руб.

 Объем резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций определен в сумме 3 000,0 тыс. руб. Расходы на административную комиссию составят 310,0 тыс. руб.

Запланированы расходы на проведение местных выборов и функционирование ТИК в сумме  350,0тыс.рублей.

- По разделу  расходной части бюджета района  (национальная оборона),  в  2018 году  планируются  расходы   на осуществление  первичного воинского учета в сельских поселениях за счет субвенций в сумме -1 902,0 тыс. руб, сумма в 2017 году была запланирована -1772,0 тыс.руб и   увеличилась

 на -7,3%.

-   По разделунациональная безопасность и правоохранительная деятельностьпланируются расходы на содержание Единой дежурно-диспетчерской службы в сумме 4450,0 тыс.рублей. В 2017 году планируемая сумма составила -3620,0тыс.руб, сумма увеличилась на –  22,9 %.

По разделу национальная экономика запланировано на 2018 год  в объеме - 22506,0 тыс.руб.,   в 2017 году по данному разделу  планируемая сумма  составила – 19578,0тыс.руб., и  увеличилась  на -14,9%.           

Расходы по разделу жилищно-коммунальное хозяйство районного бюджета  планируются в 2018 году  в объеме -  45 675,4 тыс. руб. В 2017 году по данному разделу планируемая  сумма составила – 8 982,0 тыс.рублей. На планируемый период сумма увеличилась почти в четыре раза.По подразделу «Жилищное хозяйство» предусмотрены средства в сумме 2599,0 тыс.рублей по муниципальной программе "Обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в признанном ветхим (аварийном) жилищном фонде".  По подразделу «Коммунальное хозяйство» предусмотрено   43 076 на текущий и капитальный ремонт объектов  муниципальной собственности, уплату кредиторской задолженности, подготовку к зиме.  На снабжение топливом жителей горных населенных пунктов района за счет субвенций из республиканского бюджета планируется  17 700,0 тыс. руб и 3100, 0 тыс.рублейсофинансирование с местного бюджета.

- По  разделу образование в 2018 году запланирована сумма 405497,0 тыс.руб. В 2017 году сумма составляла-259951,0 тыс.руб. и увеличилась на 56,0%. По разделу 0702предусмотрены расходы на обеспечение деятельности общеобразовательных, дошкольных, внешкольных учреждений. Всего расходы по разделу составляют 406 600,0 тыс. руб., включая средства выделяемые из республиканского фонда компенсаций на финансирование образовательных учреждений в сумме   264 355 тыс.рублей.

По подпрограмме «Развитие системы дошкольного образования» запланировано 128 651,0 тыс. руб, по подпрограмме «Развитие системы общего образования»  222 631,0 тыс. руб. На питание детей в детских садах заложено 14 944,0 тыс. рублей из расчета 50рублей на дето-день, на школьное питание – 5 066 тыс. руб. из расчета 30 рублей на 1ребенка.

Расходы по музыкальным школам определены в сумме  14 950 тыс. руб.

По подразделу 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей» предусмотрено 500,0 тыс. руб.

Расходы на содержание аппарата Управления образования  прогнозируются в сумме 3  230,0  тыс. рублей.

По  разделу культура и  кинематографияв 2018 году планируемая сумма составляет – 89993,0 тыс.руб. в 2017 году составляла -57637,5 тыс.руб, что 56,1% больше. По разделу 0801  учтены расходы на содержание учреждений культуры. На 2018 год расходы по разделу определены в сумме 84 049,0 тыс. руб. с учетом субвенции из республиканского бюджета в сумме  61 836 тыс. рублей. Расходы на содержание аппарата прогнозируются в сумме 1 463,0 тыс.рублей.

Расходы по разделусоциальная политикав 2018 году предусмотрены  в объеме – 16 058,0 тыс. рублей. В 2017 году   запланировано было в объеме -14896,0 тыс.рублей, увеличение произошло на 7,8%.

- По подразделу  пенсионное обеспечение, запланированы  расходы на выплату ежемесячных доплат к муниципальной пенсии в сумме

4 440,0 тыс. руб. из расчета фиксированного базового размера трудовой пенсии  по состоянию на 1 февраля 2017 года.

По подразделу  планируются расходы в сумме 1 300,0 тыс. руб. на софинансирование   программы «Обеспечение жильем молодых семей», а также на субвенции на оздоровительную кампанию детей в сумме 2 651,0 тыс. руб;   устойчивое развитие сельских территорий   500,0 тыс.руб.

По подразделу 1004 предусмотрены расходы на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях в сумме  4 167,0 тыс. руб.

По подразделу 1006 предусмотрены расходы по целевой программе «Социальная поддержка» в сумме 3 000 тыс. рублей.

- По разделу  физическая культура и спортв 2018 году запланировано – 7857,0 тыс.рублей,  по данному разделу в 2017 году сумма составила -5800,0 тыс.руб, что на 35,5% больше. По разделу 1100 предусматриваются расходы на финансирование мероприятий спорта согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий районного комитета по делам молодежи и спорта в сумме 7 857,0 тыс.руб. Из них субсидии  физкультурно – оздоровительнму комплексу – 6 457,0 тыс. руб., субсидии на развитие  футбола –  800 тыс. руб. и расходы на проведение спортивно- массовых мероприятий – 600,0 тыс. рублей.

         - По разделусредства массовой информации предусмотрена субсидия районной газете «Заря» в сумме 2 300,0 тыс. рублей. В 2017 году было запланировано – 2300,0 тыс.руб. Сумма осталась без изменений.

 По разделу обслуживание муниципального и государственного  долга планируется направить в 2018 году 659,0 тыс. руб. (проценты за бюджетные кредиты).В 2017 году планируемая сумма составила 905,0 тыс.руб.

- По разделу межбюджетные трансфертыв 2018 году запланировано 25349,3 тыс.руб, что на 55,3% меньше суммы 2017 года, которая составила -25 349,3 тыс.руб. Раздел «Межбюджетные трансферты» в части средств, предоставляемых бюджетам поселений, сформирован с учетом изменений бюджетного законодательства, Федерального  Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Республиканского Закона «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия – Алания». Предусматривается создание районного фонда финансовой поддержки поселений. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений определен в размере 9,8% от налоговых и неналоговых доходов (включая дополнительный норматив) и составит 21 000,0 тыс. рублей

Кроме того, району переданы полномочия по распределению между поселениями республиканского фонда финансовой поддержки поселений. Объем указанного фонда определен в сумме 4 349,3 тыс. руб., в том числе 2 414,1 тыс. рублей – городу Алагир и 1 935,2 тыс. руб. – сельским поселениям.

На 2018 год общий объем доходов составляет - 660 136,4 тыс.руб, общий объем расходов составляет – 667 136,4 тыс.руб.  Дефицит бюджета по прогнозам составит около 7000,0 тыс.рублей. Источником покрытия дефицита планируются кредиты в сумме 21 040,0 тыс.рублей для погашения ранее полученных бюджетных кредитов на сумму 14 040,0 тыс. рублей.

Заключение :

1. В нарушении п. 3 ст. 173 Бюджетного кодекса РФ Прогноз социально-экономического развития района  на 2018-2020гг. одобрен Постановлением администрации МО Алагирский район,  (прогноз одобряется одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган).

2. В нарушении п. 4 ст. 173 БК РФ в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития района  не   обосновываются  причины и факторы  прогнозируемых изменений.

3. Проект бюджета должен быть представлен в соответствии со ст.184,2 БК РФ  в полном объеме. Проекты муниципальных программ и методики их расчетов отсутствовали в связи с чем, Контрольно-счетной  не удалось провести финансово-экономическую экспертизу по программам.

4. С учетом вышеуказанных замечаний Контрольно- счетная  палата района предлагает  утвердить Проект бюджета Алагирского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019-2020годы с учетом вышеизложенных замечаний.

Председатель КСП

Алагирского района                                                           А.А.БАРАКОВ