ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА НА ПРОЕКТ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛАГИРСКИЙ РАЙОН» НА 2018 И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019-2020 ГОДА. г.Алагир
1. Общее положение
Заключение Контрольно-счетной палаты Алагирского района (далее – Контрольно-счетная палата) на проект решения Собрания представителей Алагирского района «О бюджете муниципального образования Алагирский района на 2018 год и плановый период 2019-2020года (далее – Проект бюджета) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о бюджетном процессе МО Алагирский район, утвержденного решением Собрания представителей МО Алагирский район от 28.11.2007 года № 44 (с изменениями от 15.04.2015г № 5-27-7), Положение о Контрольно-счетной палате Алагирского района, утвержденное решением Собрания представителей Алагирского района № 5-33-9 от 24.12.2015года.
Проект бюджета с приложением документов и материалов представлен для подготовки заключения в Контрольно-счетную палату в соответствии со ст.184.2 БК РФ.
Структура и состав показателей Проекта бюджета соответствуют требованиям, установленным статьей 184.1 БК РФ, документы и материалы, представленные одновременно с Проектом бюджета, соответствуют требованиям статьи 184.2 БК РФ.
В целях соблюдения принципа прозрачности (открытости), установленного статьей 36 БК РФ, Проект бюджета, внесенный на рассмотрение Собрания представителей Алагирскогорайцона, размещен в информационно-телекоммуникационной сети«Интернет» на сайте Финансового Управления Алагирского района.
С целью определения достоверности и обоснованности показателей формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Контрольно-счетной палатой проведен его анализ по следующим направлениям:
- Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов;
- Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановомпериоде;
- Верхний предел муниципального долга на 1 января года,следующего за очередным финансовым годом и каждым годом плановогопериода;
- Оценка сбалансированности бюджета.
В соответствии со статьей 172 БК РФ составление Проекта бюджета основываетсяна:
- Бюджетном послании Президента РоссийскойФедерации на 2016-2018гг, Указов Президента РФ от 07.05.2012 года;
- Прогнозе социально-экономического развития Алагирского муниципального района на 2018-2020гг;
- Основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики Алагирского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019- 2020годов;
- Программы социально-экономического развития Алагирского района до 2020 года.
2. Анализ соответствия проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства.
Проект бюджета муниципального образования Алагирский район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годовпредставлен в Контрольно-счетную палату со следующими документами и материалами в соответствии с требованиями ст.184.2 БК РФ, а именно:
- прогноз социально-экономического развития муниципального образованияАлагирский район на 2018-2020 годы, утвержденное Постановлением Главы Алагирского района №13499 от 31.10.2017 г.;
- предварительные итоги социально-экономического развития за истекший финансовый год и ожидаемые итоги за текущий финансовый год;
- пояснительная записка к проекту бюджета;
- прогноз основных характеристик консолидированного бюджета муниципального образования Алагирский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- расчет распределения межбюджетных трансфертов;
- проект программы муниципальных внутренних заимствований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
- верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового 2018года и плановый период 2019 и 2020 годов.
В составе документов к проекту бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов представлено Постановление Главы Алагирского муниципального района от 30.11.2016 года №25 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики МО Алагирский район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы».
Основными задачами налоговой политики МО Алагирский район в 2018-2020 годах являются:
- обеспечение сбалансированности бюджета за счет дальнейшего расширения налогооблагаемой базы;
- дальнейшее совершенствование качества налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за достоверное прогнозирование доходов бюджета, обеспечение выполнения в полном объеме утвержденных годовых назначений по администрируемым доходам;
- осуществление дальнейшей работы по выявлению и пресечению схем минимизации налогов, совершенствование методов контроля за легализацией «теневой» занятости в районе;
- дальнейшая оптимизация налоговых ставок и льгот по местным налогам;
- продолжение политики обоснованности предоставления и эффективности применения налоговых льгот местным налогам;
- принятие мер по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.
Проведение эффективной налоговой политики в муниципальном образовании на предстоящий период является основным инструментом пополнения доходной части местного бюджета.
Основная задача бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики муниципального образования Алагирский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 10 решения Собрания представителей Алагирского района от 15.04.2015г № 5-27-7 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Алагирский район» в целях составления проекта районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
При подготовке основных направлений бюджетной политики Алагирского района на 2018 – 2020 годы были учтены основные положения бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы оздоровления муниципальных финансов Алагирского района на 2016-2019 годы, а также цели и задачи, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития района.
Бюджетная политика муниципального образования Алагирский район в 2018 – 2020 годах обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной политики муниципального образования Алагирский район 2017 – 2019 годы и нацелена на дальнейшее обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Алагирский район.
В 2018 – 2020 годах в условиях ограниченности бюджетных ресурсов в целях минимизации угроз несбалансированности районного бюджета бюджетная политика должна осуществляться на основе наиболее реалистичного варианта прогноза социально-экономического развития района с использованием программно-целевых методов управления бюджетной системой.
В этой связи необходимо усилить контроль за выполнением целевых показателей, определенных как Программой оздоровления, так и целевых индикаторов реализации муниципальных программ. Бюджетная политика на 2018 год и последующие годы должна быть направлена на увеличение поступлений по доходам и формирование условий для наиболее эффективного исполнения принятых расходных обязательств.
3. Параметры прогноза исходных экономических показателей для составления проекта консолидированного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.
Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Алагирского района на 2018-2020гг. разработаны согласно статье 173 БК РФ, а также в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2018-2020 годы, итогами социально-экономического развития Алагирского района в 2016 году и итогами развития Алагирского района в январе - сентябре 2017 года и в соответствии с Постановлением АМСУ Алагирского района от 16.10.2017г. №1306 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития муниципального образования Алагирский район на долгосрочный и среднесрочный периоды» администрация Алагирского района
1.Промышленность
По сравнению с предыдущим периодом (2009-2014гг) в 2015 году и особенно в 2016 году характерным является резкое снижение объемов выпуска продукции в секторе добычи полезных ископаемых.
Предприятия ООО «ГДК», ООО «Хад-Строй», ООО «АСТ» и ООО «Диорит» прекратили деятельность по выпуску щебня. Доля добывающих производств в промышленных объемах района составила в 2015г. – 3,2%, в 2016г – 1,6%.
В секторе обрабатывающих производств:
Доля спиртзавода ООО «ДДД» по итогам 2014 года была 74%, 2016 года – 75% , 2017 года – 86% в общем объеме промышленной продукции. В целом объемы выпуска промышленной продукции в 2016 году составили 976 млн.руб. или в 2,5 раза больше, чем в 2015 г.
В то же время прогнозируется в 2020 году обеспечить оборот организации промышленной сферы в сумме 1418млн.руб.(консервативный вариант) и 2217млн.руб(целевой вариант) или обеспечить его рост на 36% по сравнению с 2016 годом. Это будет обеспечено за счет:
- наращивания объемов выпуска на спиртзаводе ООО «ДДД», где планируется в результате вхождения этого предприятия в ОАО «Росспиртпром» производить спирт в количестве 200 тыс.дал в месяц.
При этом численность работающих на спиртзаводе составит не менее 200чел;
- увеличение объема выпуска щебня недропользователями с начала 2018 года в количестве не менее 500 тыс.м3 в год. При этом на этих предприятиях будет трудоустроено 90÷100 чел.;
В настоящее время неизвестной остается перспектива деятельности ЗАО «ДОЗ» и ООО «Завод строительных материалов», бездействующих по различным причинам с начала 2015 года. Планируется в 2018г. реорганизовать МУП «Алагирский хлебозавод» путем преобразования в ООО с целью привлечения инвестора.
Ожидаемые итоги социально-экономического развития Алагирского района за 2017г.
млн. руб.
№ |
Показатели |
2017г. |
1 |
Промышленность полностью |
1476 |
в том числе: |
||
- добыча полезных ископаемых |
36 |
|
- обрабатывающие производства |
770 |
|
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
670 |
|
2 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий, в текущих ценах |
1450 |
в том числе с/х организации |
240 |
|
3 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» |
1400 |
4 |
Ввод в действие жилых домов, м2 |
800 |
квартир |
9 |
|
5 |
Объем услуг транспорта, всего |
47 |
в том числе предприятие АК-1691 |
10 |
|
пассажирооборот орг. тыс. пасс. x км. |
13000 |
|
6 |
Объем услуг связи |
70 |
7 |
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации, всего |
1010 |
в том числе РАЙПО |
57 |
|
8 |
Оптовая торговля |
73 |
9 |
Объем платных услуг |
320 |
10 |
Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб. |
20100 |
11 |
Численность официально зарегистрированных безработных, чел. |
600 |
12 |
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности |
3200 |
13 |
Оборот организаций в расчете на одного жителя в месяц, руб. |
7200 |
14 |
Уровень собственных доходов в общем объеме доходов муниципального бюджета, % |
35 |
15 |
Оборот розничной торговли на душу населения в месяц, руб. |
2270 |
16 |
Объем инвестиций в основной капитал |
2400 |
17 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения в месяц, руб. |
5400 |
Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Алагирского района на 2018-2020гг. разработаны в соответствии с Законом РСО-Алания от 14 июля 2008г. № 35-РЗ «О программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012гг.», Постановлением Правительства РСО-А от 17.10.2014г. №342 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2015-2017гг.», «Комплексной Программой социально-экономического развития Алагирского района на 2016-2018гг.», утвержденной решением Собрания представителей Алагирского района от 24.12.2015г. № 5-33-3, с учетом сценарных условии развития республики и района и на основе анализа динамики показателей экономического развития Алагирского района за 2013-2016гг.
2.Промышленность
По сравнению с предыдущим периодом (2009-2014гг) в 2015 году и особенно в 2016 году характерным является резкое снижение объемов выпуска продукции в секторе добычи полезных ископаемых.
Предприятия ООО «ГДК», ООО «Хад-Строй», ООО «АСТ» и ООО «Диорит» прекратили деятельность по выпуску щебня. Доля добывающих производств в промышленных объемах района составила в 2015г. – 3,2%, в 2016г – 1,6%.
В секторе обрабатывающих производств:
Доля спиртзавода ООО «ДДД» по итогам 2014 года была 74%, 2016 года – 75% , 2017 года – 86% в общем объеме промышленной продукции. В целом объемы выпуска промышленной продукции в 2016 году составили 976 млн.руб. или в 2,5 раза больше, чем в 2015 г.
В то же время прогнозируется в 2020 году обеспечить оборот организации промышленной сферы в сумме 1418млн.руб.(консервативный вариант) и 2217млн.руб(целевой вариант) или обеспечить его рост на 36% по сравнению с 2016 годом. Это будет обеспечено за счет:
- наращивания объемов выпуска на спиртзаводе ООО «ДДД», где планируется в результате вхождения этого предприятия в ОАО «Росспиртпром» производить спирт в количестве 200 тыс.дал в месяц.
При этом численность работающих на спиртзаводе составит не менее 200чел;
- увеличение объема выпуска щебня недропользователями с начала 2018 года в количестве не менее 500 тыс.м3 в год. При этом на этих предприятиях будет трудоустроено 90÷100 чел.;
В настоящее время неизвестной остается перспектива деятельности ЗАО «ДОЗ» и ООО «Завод строительных материалов», бездействующих по различным причинам с начала 2015 года. Планируется в 2018г. реорганизовать МУП «Алагирский хлебозавод» путем преобразования в ООО с целью привлечения инвестора.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития
Алагирского района на 2018-2020гг.
Промышленность
Показатели |
Ед.измер. |
факт |
оценка |
прогноз базовый (консервативный) |
прогноз целевой (оптимистический) |
||||||
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2019г |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Оборот организации в т.ч.: |
млн.руб. |
926,9 |
989,1 |
1632,0 |
1466,0 |
1323 |
1405 |
1492 |
1677 |
1925 |
2217 |
в % к пред.году |
105 |
106,8 |
165 |
90,0 |
90,2 |
106,2 |
106,6 |
114,4 |
114,8 |
115,1 |
|
индекс дефлятор % |
- |
- |
- |
- |
103,4 |
103,9 |
104,4 |
104,1 |
104,0 |
104,1 |
|
1.Добыча полезных ископаемых |
млн.руб. |
40 |
49,3 |
53,3 |
27,5 |
30,6 |
32,7 |
34,9 |
32,4 |
36,1 |
41,5 |
в % к пред.году |
110 |
123 |
108,1 |
51,6 |
107,0 |
103 |
103 |
113 |
107 |
110 |
|
индекс дефлятор % |
- |
- |
- |
- |
104 |
103,8 |
103,8 |
104,2 |
104,3 |
104,6 |
|
2.Обрабатывающие производства |
млн.руб. |
360,9 |
362,1 |
923,5 |
778,5 |
585,5 |
650 |
717 |
865 |
984 |
1046 |
в % к пред.году |
100,2 |
100,5 |
2,5р |
84,2 |
74 |
109 |
108 |
106 |
109 |
102 |
|
индекс дефлятор % |
- |
- |
- |
- |
101,7 |
102 |
102,1 |
104,9 |
104,4 |
104,2 |
|
3.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн.руб. |
526 |
577,7 |
655,2 |
660 |
707 |
723 |
740 |
780 |
905 |
1130 |
в % к пред.году |
107 |
109,7 |
113,5 |
100,7 |
106 |
100,7 |
100,7 |
113 |
110 |
120 |
|
индекс дефлятор % |
- |
- |
- |
- |
101,2 |
101,5 |
101,5 |
104,7 |
105,4 |
104 |
3.Сельское хозяйство
В отрасли животноводства в структуре категорий хозяйств доля сельхозпредприятий в 2020г. возрастет с 10% в 2016г. до 15% или в 1,5 раза. Это произойдет в результате расширения производства агропромышленного холдинга «Мастер-Прайм.Березка». При этом доля этого агрохолдинга в отрасли животноводства по сельхозпредприятиям возрастет с 90% в 2016г. до 98%, а объемы выпуска продукции составят 200,0 млн.руб. в 2020г.
В структуре категорий хозяйств растениеводческой отрасли доля хозяйств существенно возрастет за счет развития садоводства (ООО «Владка») и доля сельхозпредприятий в общем объеме хозяйств повысится до уровня 29% - 30%.
4.Инвестиции
На развитие экономики и социальной сферы района в 2018 – 2020гг. за счет всех источников финансирования планируется направить около 17600млн.руб., в т.ч. на объекты:
1) по строительству Зарамагских ГЭС – 10500 млн.руб.;
2) по ФЦП «Развитие транспортной системы России»-2300 млн.руб., в т.ч.:
- строительство объектов на федеральной дороге «Транскам» (туннели, галереи, объекты дорожного сервиса) – 300 млн.руб.;
- строительство моста ч/з р. Ардон – 2000 млн.руб;
3) строительство животноводческого комплекса на 1200 голов дойного стада и молокоперерабатывающего завода с расширенным ассортиментом выпускаемой продукции» - 3000 млн.руб. инициатор проекта ООО АХ «Мастер-Прайм. Березка»;
4)развитие садоводства( ООО «Владка») - 1,1 млн.руб;
5) расширение мощностей: в с. Дзуарикау (КФХ «Муриев») – 15 млн.руб. и с.В.Бирагзанг( ООО «Юг-Агро») -10 млн.руб.;
6) строительство гостиничных комплексов в Куртатинсом ущелье (ООО «СТК-59») -1,3млрд. руб.;
7) на объекты социальной сферы и ЖКХ:
- строительство спортивного зала в с. Суадаг – 12,4 млн.руб.(РБ);
- строительство газопровода – «Унал-В.Фиагдон» и распределительных сетей в населенных пунктах Унальского и Фиагдонского поселений - 420 млн.руб. (170 млн.руб с РБ и 250 млн.рубвнеб.ист.(ОАО «Газпром).
- капитальный ремонт многоквартирных домов – 4 млн.руб (МБ);
- перевод МКД на индивидуальное отопление – 7 млн.руб. (МБ);
- строительство и ремонт водопроводных и канализационных сетей – 16 млн.руб. (МБ);
- реконструкция сетей теплоснабжения – 18,0 млн.руб. (МБ);
- переселение граждан из аварийного и ветхого жилья 30млн.руб.–7,0млн.руб.(МБ); 23млн.руб.(ФБ и РБ).
5.Транспорт
Объем транспортных услуг по району в 2020г. составит 51 млн.руб. при консервативном варианте и 54 млн.руб. при целевом варианте и возрастет на 14% по сравнению с 2016г. При этом доля малого предпринимательства в сфере транспортных услуг составит 76%.
Больше внимания будет уделяться качеству оказания транспортных услуг. Пассажироперевозки по всем маршрутам будут осуществляться перевозчиками, выбранными на конкурсной основе, в соответствии с №220-ФЗ.
6.Связь
Объем услуг связи в 2020г. составит 72 млн.руб. при консервативном варианте и 78 млн.руб. при целевом варианте или возрастет на 13,0% по сравнению с 2016г. Соотношение объемов электросвязи «ЮТК» и почтовой связи сохранится на уровне 55%-45% соответственно. При этом доля сотовой связи в общем объеме услуг связи составит 60%.
7.Малое предпринимательство
В сфере малого предпринимательства района в 2020г. численность составит 1860 чел., или 22% от всех занятых в экономике района. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составит 1131 млн.руб. или 26% от общего оборота организации района. В структуре отраслей будет превалировать доля розничной торговли – 70%, доля промышленности – 5%, доля строительства – 16%, других отраслей - 9%.
На поддержку малого предпринимательства в местном бюджете на 2018г. предусмотрена сумма 400тыс.рублей.
8.Потребительский рынок
Оборот розничной торговли в 2020г. составит 1134 млн.руб. или возрастет на 13% к 2017г. Доля объемов розничной торговли составит 20% от общего оборота организации или возрастет на 2% по сравнению с 2017г.
Оборот розничной торговли торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями составит 90% от общего товарооборота, доля рынка составит всего 10%. Для сравнения, по республике доля рынков составляет 24%, удельный вес пищевых продуктов составит 40%, непродовольственных – 30%, для сравнения по РСО-А – соответственно 49-51%.
Платных услуг населению в 2020г. будет оказано на 411 млн.руб., что на 14% больше этой величины за 2016г. В структуре платных услуг наибольшая доля будет приходиться на связь – 32%, коммунальные и жилищные услуги – 34%, транспортные – 16%, бытовые – 12%.
9.Рынок труда и уровень жизни населения
Трудоспособное население района в 2020г. останется на уровне 2016г. – 23,0 тыс.чел, численность занятых в экономике возрастет (на 4% к 2016г.)
и составит 13,1тыс.чел. Общая численность безработных, желающих работать, снизится на 7%, составив 4,4 тыс.чел.
Экономически активное население составит 17,5 тыс.чел. или, практически, не изменится.
Средняя заработная плата по основным предприятиям и организациям района возрастет по сравнению с 2016г. на 24% и составит 24000 руб. Наиболее высокий уровень зарплаты ожидается, как и ранее, в строительных организациях – 30 тыс.руб.
Проект решения о бюджете муниципального образования Алагирский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Собрания представителей муниципального образования Алагирский район «О бюджетном процессе в Алагирском муниципальном районе».
За основу положены ожидаемые итоги исполнения консолидированного бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 гг, основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2016-2018 годах», указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также цели и задачи, определенные в Программе социально-экономического развития Алагирского района до 2020 года.
Для определения объема доходов безвозмездных поступлений, и формирования бюджетных ассигнований за счет средств от безвозмездных поступлений, были учтены параметры проекта республиканского закона «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»
Формирование налоговых и неналоговых доходов осуществлялось на основе федеральных, республиканских законов, решений Собрания представителей в области налоговой и бюджетной политики на 2018 год, прогноза социально-экономического развития района, отчета за 2016 год, оценки ожидаемых поступлений доходов в 2017 году и имеющейся задолженности по налогам в части местного бюджета.
При расчете доходов бюджета были учтены следующие нормативы зачисления:
-налога на доходы физических лиц по нормативу – 15%, кроме того планируется зачисление дополнительного норматива от налога на доходы с физических лиц – 33% (взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);
-налога на имущество предприятий – 30%
-акцизов – 10% от дифференцированного норматива;
-единого налога на вмененный доход по нормативу 100%;
упрощенная система налогообложения – 70%;
-единого сельскохозяйственного налога по нормативу 50%;
-доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55%.
В соответствии с пунктом 6 статьи 107 БК РФ в Проекте бюджета устанавливается верхний предел муниципального долга:
- предельный объем муниципального долга запланирован в объеме:
на 2018 год в сумме 71 486,0 тыс.рублей.
на 2019 год в сумме 72 927,0 тыс. рублей;
на 2020 год в сумме 73 283,0 тыс. рублей;
- верхний предел муниципального долга по долговым обязательствам запланирован по состоянию:
на 1 января 2019 года в сумме 19 440,0 тыс. рублей;
на 1 января 2020 года в сумме 26 440,0 тыс. рублей;
на 1 января 2021 года в сумме 26 440,0 тыс. рублей;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга запланирован
на 2018 год в сумме 509,0 тыс. рублей;
на 2019 год в сумме 14,0 тыс. рублей;
на 2020 год в сумме 0 тыс. рублей;
- размер резервного фонда на 2018-2020 годы, планируемый к утверждению в Проекте бюджета, не превышает 3% от общего объема расходов, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 81 БКРФ.
Доходыбюджета
В соответствии со ст.174.1 БК РФ, прогнозирование доходов бюджета Алагирского района основывается на прогнозе социально-экономического развития района.
Доходная часть Проекта спрогнозирована в соответствии с основными направлениями налоговой и бюджетной политики, а также на основе оценки ожидаемого поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет поселения в 2018году.
Проект решения о бюджете муниципального образования Алагирский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Собрания представителей муниципального образования Алагирский район «О бюджетном процессе в Алагирском муниципальном районе».
На 2018 год бюджет муниципального образования Алагирский район сформирован с объемом доходов в сумме 650 296,4 тыс. рублей, общий объем расходов районного бюджета в сумме 657 296,4 тыс. рублей;
прогнозируемый дефицит районного бюджета в сумме 7 000,0 тыс. рублей или менее 5% от суммы налоговых и неналоговых доходов районного бюджета.
Прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2019 год - 594 624,3 тыс. рублей и на 2020 год - 606 556,4 тыс.рублей.
Параметры доходов бюджета в динамике за 2016–2020 годы представлены в таблице №1:
Наименованиепоказателя |
2016год (отчет) |
2017год (ожидаемое) |
2018год (проект) |
2019год (проект) |
2020год (проект) |
||||
тыс.руб. |
тыс.руб. |
% к пред.год у |
тыс.руб. |
% к пред.году |
тыс.руб. |
% к предгоду |
тыс.руб. |
% к пред.году |
|
Налоги на доходы физлиц |
94949,0 |
85768,0 |
-9,0 |
89095,0 |
+4,0 |
91770,0 |
+3,0 |
91770,0 |
0,0 |
Налоги на товары(работы и услуги, реализуемые на территории РФ |
15064,0 |
13099,0 |
-13,0 |
14212,0 |
+8,0 |
16033,0 |
+13,0 |
16957,0 |
6,0 |
Налоги на совокупный доход |
17621,0 |
11063,0 |
-37,0 |
13416,0 |
+21,0 |
13477,0 |
+0,4 |
13525,0 |
+0,3 |
Налог на имущество организаций |
32636,0 |
32636,0 |
0% |
49212,0 |
+51,0 |
49212,0 |
0,0 |
49212,0 |
0,0 |
Госпошлина |
2800,0 |
2810,0 |
+0,3 |
4147,0 |
+47,0 |
4210,0 |
+1,5 |
4273,0 |
+1,5 |
Доходы от оказания платные услуг |
19446,0 |
14488,0 |
-25,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1690,0 |
2050,0 |
+22,0 |
800,0 |
-61,0 |
800,0 |
0,0 |
900,0 |
+12,0 |
Налоговые и неналоговые доходы |
237691,0 |
215756,0 |
-9,0 |
201982,0 |
-6,0 |
207252,0 |
+3,0 |
208887,0 |
+0,8 |
Безвозмездные поступления |
349908,0 |
382315,5 |
+10,0 |
445149,0 |
+16,0 |
387372,3 |
-13,0 |
397669,4 |
+3,0 |
Итогодоходов: |
604619,9 |
598071,5 |
-1,1 |
647131,4 |
+8,2 |
594624,3 |
-8,1 |
606556,4 |
+2,0 |
- Прогноз поступлений доходов от уплаты налога на доходы физических лиц рассчитан исходя из налогооблагаемой базы с учетом недоимки по состоянию на 01.10.2017г.
Поступления налога на доходы физических лиц на 2018 год прогнозируются в объеме 95 260,0 тыс. руб, в 2017 году сумма составляла-89095,0тыс.руб. Уменьшение произошло на 6%. В структуре налоговых и неналоговых доходов этот вид налога занимает наибольший удельный вес – 41,4 %. С учетом городского и сельских поселений сумма налога планируется в объеме 116 649,0 тыс. руб. Контингент составит 243 018,0 тыс. руб.
- Налог на имущество в 2018 году запланирован в сумме -49212,0 тыс.руб. В 2017 году сумма составляла-32636,0 тыс.руб. Уменьшение произошло на 33,7%
- Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2018 год прогнозируются в сумме 800,0 тыс.руб.
- Доходы от оказания платных услуг на 2018 год запланировано в сумме -0,0 тыс.руб. Так как в 2017 году по данному виду налога сумма составляла -14488,0 тыс.руб. Изменения произошли в связи с преобразованием казенных учреждений Управления образования в бюджетные.
-Дохода от уплаты акцизов планируется с учетом дифференцированных нормативов отчислений, которые составят сумму дорожного фонда районного бюджета. На 2018 год запланировано 14 212,0 тыс.руб., сумма увеличилась на 8,5% в сравнении с 2017 годом (в 2017 году сумма составляла 13098,8 тыс.руб)., на 2019 г. – 16 033,0 тыс.руб., на 2020 г. – 16 957,0тыс. руб.
-При планировании налогов на совокупный доход, учтены поступления доходов от налогов на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения и единого сельскохозяйственного налога. Общий объем поступлений в 2018 году прогнозируется в сумме 14 416,0 тыс. руб., из которых единый налог на вмененный доход составляет 3 147,0тыс.руб., единый сельскохозяйственный налог – 1 447,0 тыс. руб., налог по упрощенной системе – 9 792,0 тыс. руб. При этом учитывались налоговая база и фактические поступления, нормативы зачисления соответственно 100%, 70% и 70%. В сравнении с 2017 годом по данному виду налога сумма составляла -11063,0тыс.руб., в 2018 году увеличение произошло на 30,3%.
- При планировании налога на имущество учтена налогооблагаемая база по поступлениям по налогу на имущество организаций, находящихся на территории муниципального образования Алагирский район. Общий объем поступлений планируется на 2018год в сумме - 44 212,0тыс.руб., в 2017 году данный вид налога составлял -32636,0 тыс.руб, увеличение суммы данного вида налога произошло на - 35,4%.
- Госпошлина прогнозируется исходя из фактических поступлений за 2016 год, ожидаемых поступлений за 2017 год в сумме 4 147,0 тыс. руб., в 2017 году сумма составила - 2800,0 тыс.руб. или 48,1%
- Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду планируются в сумме 150,0 тыс. руб. или 55% от указанного вида доходов, сумма остается без изменения по отношению к 2017 году.
-Доходы от реализации муниципального имущества планируются в сумме 1 800,0 тыс. руб,; из них продажа земельных участков 1600,0 тыс. руб., 200,0 тыс.руб.,должно поступить от продажи муниципальной собственности:
1.Здание бывшей кательни «Северная» по адресу:г.Алагирул.К.Хетагурова 231 «В» (103,5кв.м.)
2.Помещение бывшей столовой Зарамаг ГЭС по адресу:г.Алагирул.кв.эненгетиков 15 (61,5 кв.м)
3. Помещение бывшего Комитета лесного хозяйства , с.Майрамадаг, ул.Т.Дзуцева,60 (88,2 кв.м).
- Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, прогнозируются на 2018 год в сумме 24 450 тыс. руб. (с учетом недоимки). В 2017 году данная сумма составила – 27 400,0тыс.руб.Уменьшение произошло на–10,8%. Основными источниками поступлений указанных доходов являются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки и доходы за аренду муниципального имущества. До 2019 года поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности должны возрасти, главным образом за счет четко налаженного учета и контроля за уплатой арендной платы.
- Денежные взыскания (штрафы и санкции) на 2018 год предусматриваются исходя из фактических поступлений за предыдущие годы в размере 2 500,0 тыс. руб.
- Безвозмездные поступления 2018 году прогнозируются в сумме 445 149,4 тыс. руб. и составят 66,7 % доходов районного бюджета. В 2017 году планируемая сумма составила- 382 315,5 тыс.рублей (сумма увеличилась на 16,4%).
Расчетный объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется в сумме 159 841,6 тыс. руб., из них дотация, перечисляемая из республиканского бюджета 87 827,4 тыс. руб.
Как и в 2017 году, часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменена дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц (33%) в сумме 80 196,0 тыс. руб., что находит отражение и в проекте районного бюджета.
Планируются субсидии на приобретение топлива для жителей п.Фиагдон с прогнозной суммой 17 700 тыс. руб. или 2,6 % доходов.
76,3 % безвозмездных поступлений составят субвенции, из них: - 1 902,0 тыс. руб. на осуществление первичного воинского учета;
- 95 245,0 тыс. руб. на дошкольное образование;
- 169 110,0 тыс. руб. на общее образование;
- 61 836,0 тыс.руб. на поддержку учреждений культуры;
- 2 651,0 тыс. руб. на оздоровление детей;
- 4 349,3 тыс. руб. на дотацию поселениям:
- 310,0 тыс. руб. на организацию деятельности административной комиссии;
- 4 167,0 тыс. руб. на компенсацию части родительской платы.
- 51,7 тыс.руб. на составление списков кандидатов в присяжные заседатели;
Налоговые и неналоговые доходы составят 205 147,0 тыс. руб., в структуре которых, наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 41,4%. Рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с фактическими поступлениями 2016 года планируется на 11%.
Расходы
Расходы районного бюджета сформированы в основном программно - целевым методом планирования и на 2018 год планируются в сумме 657 296,4 тыс. руб. с учетом расходов на исполнение государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень. В 2017 году общая сумма расходов планируемого районного бюджета составила – 604571,5 тыс.рублей, в процентном соотношении сумма расходной части бюджета увеличилась на 8,7%.
В расходной части предусмотрены субсидии и субвенции, планируемые к получению из республиканского бюджета в сумме 357 322,0 тыс.руб. или 53,5 %. В качестве основных приоритетов расходов районного бюджета определено выполнение социальных обязательств района по оплате труда работников бюджетных и казенных учреждений, оплате коммунальных услуг, налогов и остальных обязательных платежей. В неполном объеме предусматриваются расходы на приобретение основных средств, ремонтные работы, проектно-сметную документацию, на поддержку малого предпринимательства. С учетом оптимизации заложены и остальные статьи расходов.
В проекте районного бюджета на 2018 год предусмотрена реализация майских указов президента Российской Федерации. Бюджет очень сложный в связи с тем, что не в должной мере учитываются рост цен на товары, услуги, повышение тарифов, замена и капитальный ремонт коммуникаций, обновление оборудования, кредиторская задолженность. Причина – в отсутствии доходов.
- Расходы по разделуобщегосударственные вопросыпланируются в сумме 37884,7 тыс. руб., в 2017 году объем планируемых средств составлял -37872,0 тыс.руб,. Из них расходы на содержание органов муниципальной власти – 35 540,0 тыс. руб. За основу проектировок объемов финансирования приняты показатели бюджета на 2017 год, с учетом норматива на содержание органов власти и выполнения плана мероприятий по оптимизации расходов на содержание аппарата управления.
На составление списков кандидатов в присяжные заседатели 51,7 тыс.руб.
Объем резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций определен в сумме 3 000,0 тыс. руб. Расходы на административную комиссию составят 310,0 тыс. руб.
Запланированы расходы на проведение местных выборов и функционирование ТИК в сумме 350,0тыс.рублей.
- По разделу расходной части бюджета района (национальная оборона), в 2018 году планируются расходы на осуществление первичного воинского учета в сельских поселениях за счет субвенций в сумме -1 902,0 тыс. руб, сумма в 2017 году была запланирована -1772,0 тыс.руб и увеличилась
на -7,3%.
- По разделунациональная безопасность и правоохранительная деятельностьпланируются расходы на содержание Единой дежурно-диспетчерской службы в сумме 4450,0 тыс.рублей. В 2017 году планируемая сумма составила -3620,0тыс.руб, сумма увеличилась на – 22,9 %.
По разделу национальная экономика запланировано на 2018 год в объеме - 22506,0 тыс.руб., в 2017 году по данному разделу планируемая сумма составила – 19578,0тыс.руб., и увеличилась на -14,9%.
Расходы по разделу жилищно-коммунальное хозяйство районного бюджета планируются в 2018 году в объеме - 45 675,4 тыс. руб. В 2017 году по данному разделу планируемая сумма составила – 8 982,0 тыс.рублей. На планируемый период сумма увеличилась почти в четыре раза.По подразделу «Жилищное хозяйство» предусмотрены средства в сумме 2599,0 тыс.рублей по муниципальной программе "Обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в признанном ветхим (аварийном) жилищном фонде". По подразделу «Коммунальное хозяйство» предусмотрено 43 076 на текущий и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, уплату кредиторской задолженности, подготовку к зиме. На снабжение топливом жителей горных населенных пунктов района за счет субвенций из республиканского бюджета планируется 17 700,0 тыс. руб и 3100, 0 тыс.рублейсофинансирование с местного бюджета.
- По разделу образование в 2018 году запланирована сумма 405497,0 тыс.руб. В 2017 году сумма составляла-259951,0 тыс.руб. и увеличилась на 56,0%. По разделу 0702предусмотрены расходы на обеспечение деятельности общеобразовательных, дошкольных, внешкольных учреждений. Всего расходы по разделу составляют 406 600,0 тыс. руб., включая средства выделяемые из республиканского фонда компенсаций на финансирование образовательных учреждений в сумме 264 355 тыс.рублей.
По подпрограмме «Развитие системы дошкольного образования» запланировано 128 651,0 тыс. руб, по подпрограмме «Развитие системы общего образования» 222 631,0 тыс. руб. На питание детей в детских садах заложено 14 944,0 тыс. рублей из расчета 50рублей на дето-день, на школьное питание – 5 066 тыс. руб. из расчета 30 рублей на 1ребенка.
Расходы по музыкальным школам определены в сумме 14 950 тыс. руб.
По подразделу 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей» предусмотрено 500,0 тыс. руб.
Расходы на содержание аппарата Управления образования прогнозируются в сумме 3 230,0 тыс. рублей.
По разделу культура и кинематографияв 2018 году планируемая сумма составляет – 89993,0 тыс.руб. в 2017 году составляла -57637,5 тыс.руб, что 56,1% больше. По разделу 0801 учтены расходы на содержание учреждений культуры. На 2018 год расходы по разделу определены в сумме 84 049,0 тыс. руб. с учетом субвенции из республиканского бюджета в сумме 61 836 тыс. рублей. Расходы на содержание аппарата прогнозируются в сумме 1 463,0 тыс.рублей.
Расходы по разделусоциальная политикав 2018 году предусмотрены в объеме – 16 058,0 тыс. рублей. В 2017 году запланировано было в объеме -14896,0 тыс.рублей, увеличение произошло на 7,8%.
- По подразделу пенсионное обеспечение, запланированы расходы на выплату ежемесячных доплат к муниципальной пенсии в сумме
4 440,0 тыс. руб. из расчета фиксированного базового размера трудовой пенсии по состоянию на 1 февраля 2017 года.
По подразделу планируются расходы в сумме 1 300,0 тыс. руб. на софинансирование программы «Обеспечение жильем молодых семей», а также на субвенции на оздоровительную кампанию детей в сумме 2 651,0 тыс. руб; устойчивое развитие сельских территорий 500,0 тыс.руб.
По подразделу 1004 предусмотрены расходы на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях в сумме 4 167,0 тыс. руб.
По подразделу 1006 предусмотрены расходы по целевой программе «Социальная поддержка» в сумме 3 000 тыс. рублей.
- По разделу физическая культура и спортв 2018 году запланировано – 7857,0 тыс.рублей, по данному разделу в 2017 году сумма составила -5800,0 тыс.руб, что на 35,5% больше. По разделу 1100 предусматриваются расходы на финансирование мероприятий спорта согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий районного комитета по делам молодежи и спорта в сумме 7 857,0 тыс.руб. Из них субсидии физкультурно – оздоровительнму комплексу – 6 457,0 тыс. руб., субсидии на развитие футбола – 800 тыс. руб. и расходы на проведение спортивно- массовых мероприятий – 600,0 тыс. рублей.
- По разделусредства массовой информации предусмотрена субсидия районной газете «Заря» в сумме 2 300,0 тыс. рублей. В 2017 году было запланировано – 2300,0 тыс.руб. Сумма осталась без изменений.
По разделу обслуживание муниципального и государственного долга планируется направить в 2018 году 659,0 тыс. руб. (проценты за бюджетные кредиты).В 2017 году планируемая сумма составила 905,0 тыс.руб.
- По разделу межбюджетные трансфертыв 2018 году запланировано 25349,3 тыс.руб, что на 55,3% меньше суммы 2017 года, которая составила -25 349,3 тыс.руб. Раздел «Межбюджетные трансферты» в части средств, предоставляемых бюджетам поселений, сформирован с учетом изменений бюджетного законодательства, Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Республиканского Закона «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия – Алания». Предусматривается создание районного фонда финансовой поддержки поселений. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений определен в размере 9,8% от налоговых и неналоговых доходов (включая дополнительный норматив) и составит 21 000,0 тыс. рублей
Кроме того, району переданы полномочия по распределению между поселениями республиканского фонда финансовой поддержки поселений. Объем указанного фонда определен в сумме 4 349,3 тыс. руб., в том числе 2 414,1 тыс. рублей – городу Алагир и 1 935,2 тыс. руб. – сельским поселениям.
На 2018 год общий объем доходов составляет - 660 136,4 тыс.руб, общий объем расходов составляет – 667 136,4 тыс.руб. Дефицит бюджета по прогнозам составит около 7000,0 тыс.рублей. Источником покрытия дефицита планируются кредиты в сумме 21 040,0 тыс.рублей для погашения ранее полученных бюджетных кредитов на сумму 14 040,0 тыс. рублей.
Заключение :
1. В нарушении п. 3 ст. 173 Бюджетного кодекса РФ Прогноз социально-экономического развития района на 2018-2020гг. одобрен Постановлением администрации МО Алагирский район, (прогноз одобряется одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган).
2. В нарушении п. 4 ст. 173 БК РФ в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития района не обосновываются причины и факторы прогнозируемых изменений.
3. Проект бюджета должен быть представлен в соответствии со ст.184,2 БК РФ в полном объеме. Проекты муниципальных программ и методики их расчетов отсутствовали в связи с чем, Контрольно-счетной не удалось провести финансово-экономическую экспертизу по программам.
4. С учетом вышеуказанных замечаний Контрольно- счетная палата района предлагает утвердить Проект бюджета Алагирского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019-2020годы с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель КСП
Алагирского района А.А.БАРАКОВ