ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Алагирский муниципальный район
                       Республика                      Северная Осетия-Алания
РСО-Алания, Алагирский район, г.Алагир, ул.С.Кодоева, 45
   +7 (867 31) 3-14-03                             
ams@alagir.alania.gov.ru

Алагирский муниципальный район

                       Республика                      Северная Осетия-Алания
МЕНЮ

Телефоны «горячих линий»: Приемная главы +7(86731)3-14-03, отдел ИКиМЗ +7(86731)3-13-20, ЕДДС-112 +7(86731)3-31-88,+7(86731)3-32-77.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АМС АЛАГИРСКОГО РАЙОНА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Формирование перечней муниципальных услуг
в сфере культуры и искусства; формирования муниципального задания и определения расчетно-нормативных затрат на их выполнение; показатели качества услуг

 

                                                                 

I. Формирование перечня муниципальных услуг (работ) (в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий в соответствующих сферах деятельности).

Формирование перечня услуг и работ  является базовым условием реализации положений рассматриваемого закона. Перечни услуг и работ формируются органом местного самоуправления на основе анализа полномочий, анализа сети учреждений, запросов потребителей.

Важно, чтобы перечень услуг (работ) содержал не только сами наименования услуг, но и ряд показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги. Так, целесообразно, чтобы перечень услуг включал следующие разделы:

- наименование услуги;

- категорию потребителей услуги/работы;

- единица измерения объема услуги;

- показатели, характеризующие качество услуги;

- перечень учреждений, которые оказывают услугу;

- сведения о платности предоставления услуги для потребителя в случаях, если платность услуги установлена законодательством.

При формировании перечней услуг целесообразно предусмотреть два понятия, первое – «Услуги», второе – «Работы».

Деление на работы и услуги принято для объективного определения нормативных затрат.  

 Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, для услуги «показ спектаклей, концертов и концертных программ» потребителем является зритель.

         Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, методическая работа в установленной сфере деятельности).

 Услуга направлена на конкретного потребителя, значит она типична, иными словами может быть оказана нескольким потребителям, при этом, стоимость услуги от этого не изменится. Стоимость работ как правило рассчитывается индивидуально.

Единица измерения объема услуги принципиально важна для определения размера нормативных затрат на ее оказание.  Корректное определение единицы измерения объема услуги в конечном счете определяет размер субсидии учреждению - так как размер субсидии на выполнение муниципального задания - это суммарное произведение нормативных затрат и количества единиц измерения объема услуги в рамках муниципального задания.

При формировании перечня работ необходимо корректно описывать «содержание работы», в нем рекомендуется кратко перечислять все действия, осуществляемые учреждением при выполнении данной работы. Например, для работы по созданию постановки, должно быть описано, в чем именно заключается создание: закупка (создание) декораций, реквизита, репетиционный процесс, разработка и публикация афиш.

Необходимо обеспечить прозрачность и доступность информации о перечнях услуг для потребителей, а также провести четкую грань, между муниципальными услугами, оказываемыми в рамках муниципальных заданий и дополнительных услуг, которые могут оказывать учреждения на платной основе.

Четкое и однозначное отделение платных услуг от гарантированных бесплатных для потребителя услуг, оказываемых учреждениями на основании муниципального задания является важным фактором успешной реализации Федерального закона.

Однако, по данному вопросу у учреждений культуры есть отраслевая особенность. Услуги, предоставляемые клубными учреждениями и музеями предоставляются населению платно, но на самом деле они частично платные, так как одновременно их объемы будут устанавливаться муниципальным заданием, на выполнение которого учреждения будут получать субсидию из бюджета.

При этом, согласно статье 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре  цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно.

Остановимся подробнее на перечне услуг и работ, рекомендуемых для  муниципальных учреждений культуры.

 Для библиотек в перечень услуг и работ рекомендуем включить:

«Услугу по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки» и следующие виды работ:

         - формирование и учет фондов библиотеки;

         - библиографическая обработка документов и организация каталогов;

         - обеспечение физического сохранения и безопасности фонда библиотеки.

          Для музеев в перечень услуг и работ рекомендуем включить:

«Услугу по публикации музейных предметов, музейных коллекций, путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей» и такие виды работ как:

- формирование и учет Музейного фонда;

- хранение, изучение и обеспечение сохранности предметов Музейного фонда.

Для культурно-досуговых учреждений в перечень услуг и работ рекомендуем включить:

:«Услугу по показу спектаклей, концертов, концертных программ, иных зрелищных мероприятий» и такие виды работ как:

- создание спектаклей, концертов, концертных программ и иных зрелищных мероприятий;

- сохранение нематериального культурного наследия народов Республики Башкортостан в области традиционной народной культуры.

К перечню работ, выполняемых всеми вышеперечисленными видами учреждений можно отнести:

         - проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и иных программных мероприятий;

         - методическую работу в установленной сфере деятельности.

 Для детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств в перечень услуг и работ рекомендуем включить:

«Услугу по предоставлению дополнительного образования детям» и такие виды работ как:

- проведение культурно-просветительских мероприятий, творческих конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, дипломных спектаклей в рамках образовательной деятельности;

- создание печатной, в том числе учебной, нотной продукции в результате образовательного процесса для последующего использования в образовательной деятельности.

IIОдновременно с формированием перечня услуг рекомендуется провести анализ сети подведомственных учреждений, с целью определения типа учреждения.

В целях определения типа муниципального учреждения:

применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа учреждения;

также рекомендуется применять дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала муниципального учреждения.

В сфере культуры могут быть созданы как автономные, так и бюджетные учреждения.

В свою очередь Министерством культуры Республики Башкортостан принято такое решение:

- создание казенных государственных учреждений не предполагается;

- в настоящее время среди подведомственных нам учреждений создано четыре автономных учреждения  - два театра и две филармонии;

- все остальные учреждения с 1 января 2012 года будут бюджетными учреждениями.

III. Далее остановимся подробнее на вопросах формирования муниципального задания.

Формирование муниципальных заданий осуществляется по форме и в порядке, утвержденном органом местного самоуправления муниципального образования.

В муниципальных заданиях должны находить отражение показатели качества и объема оказания муниципальных услуг.

Показатели объема оказания услуг должны устанавливаться для каждой муниципальной услуги и быть применимы для расчета нормативных затрат.

Для измерения объема оказания услуг и выполнения работ в муниципальных библиотеках рекомендуем использовать такие показатели как:

- количество документов, выданных из фонда библиотеки, (экземпляров);

- количество выполненных справок посетителям библиотеки, (единиц).

- объем поступлений документов на материальных носителях, (экземпляров);

- объем копий документов, (экземпляров);

- объем фондов (всего), (экземпляров).

- количество внесенных в электронный каталог библиографических записей, (единиц);

- общая площадь помещений, предназначенных для хранения фондов, (кв. метров);

- количество проведенных мероприятий, (единиц);

- количество изданий, методик, программ, (единиц).

 Для измерения объема оказания услуг и выполнения работ в муниципальных музеях рекомендуем использовать следующие показатели:

         - количество экспозиций и выставок, (единиц);

- количество изданий в печатной форме и на материальных носителях, (единиц);

- количество уникальных посещений сайта и иных автоматизированных систем (пока этого нигде нет, имеется ввиду автоматизированная система «Музей 2» - электронный каталог экспонатов музея), (единиц).

         - количество приобретенных предметов Музейного фонда, (единиц);

- количество находящихся в фондах предметов Музейного фонда, (единиц).

Для измерения объема оказания услуг и выполнения работ в культурно-досуговых учреждениях рекомендуется использовать следующие показатели:

- количество показов спектаклей, концертов, выступлений, (единиц);

         - количество новых (капитально-возобновленных) концертов, постановок, (единиц);

- количество объектов (песня, танец, обряд), внесенных в электронный каталог (объекты оцифровываются и размещаются в системе Интернет), (единиц).

 Для измерения объема оказания услуги по предоставлению дополнительного образования детям в детских музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусств рекомендуется использовать показатель – контингент учащихся, человек.

В каждом конкретном муниципальном районе (городском округе) предложенные показатели могут использоваться лишь частично, вместе с тем состав показателей может быть расширен.

Для каждой муниципальной услуги (работы) рекомендуется установить не менее 2-3, но не более 7-8 показателей качества.

При установлении состава показателей, характеризующих качество услуги рекомендуется соблюдать следующие требования:

- показатель должен соответствовать либо быть направленным на достижение целей, реализацию задач, мероприятий, достижение целевых индикаторов и показателей муниципальных программ или иных программ в соответствующей сфере;

- показатель должен быть направлен на оценку осуществления учреждением предусмотренных его учредительными документами основных видов деятельности;

- показатель должен быть достижим в рамках деятельности соответствующего учреждения. При этом его достижение должно в большей степени зависеть от деятельности учреждения и в меньшей степени - от деятельности органов местного самоуправления или потребителей услуг;

- достижения целевого значения показателя качества должно производиться без выделения учреждению дополнительного объема субсидии.

Для муниципальных учреждений в сфере культуры рекомендуется использование следующих показателей качества оказания услуг:

а) Для библиотек:

- динамика количества зарегистрированных пользователей по сравнению с предыдущим годом;

- динамика количества посещений по сравнению с предыдущим годом;

- доля пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки от общего числа зарегистрированных пользователей/от общего числа опрошенных пользователей;

- динамика объема фонда библиотеки (всего) по сравнению с предыдущим годом;

- динамика количества оцифрованных документов по сравнению с предыдущим годом;

- динамика объема электронного каталога по сравнению с предыдущим годом;

- количество утраченных документов на материальных носителях в связи с несоблюдением правил хранения.

 б) Для музеев:

- динамика числа посетителей постоянных экспозиций;

- динамика числа посетителей временных выставок;

- динамика числа посетителей виртуальных систем (сайта, АС Музей 2);

- количество научных и научно-исследовательских экспедиций;

- доля учетных записей музейных предметов, переведенных в электронный вид за отчетный период, от общего музейного фонда;

-        доля оцифрованных музейных предметов за отчетный период от общего музейного фонда;

- доля отреставрированных музейных предметов от общего количества музейных предметов, нуждающихся в реставрации.

в) Для культурно-досуговых учреждений:

- средняя заполняемость зала на стационаре;

- средняя посещаемость одного мероприятия.

- доля новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов в текущем репертуаре.

 г) Для детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств:

- доля обучающихся, принявших участие в смотрах, конкурсах, фестивалях и других творческих мероприятиях;

- доля обучающихся, занявших призовые места на конкурсах, смотрах и других творческих мероприятиях;

- доля обучающихся, продолживших обучение по программам среднего и высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

IV. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидии.

Размер субсидии рассчитывается на очередной финансовый год и плановый период на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), включенных в муниципальное задание, и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов.

 

 

Объем субсидии на выполнение муниципального задания в соответствующем финансовому году определяется по следующей формуле:

Субсидия = SUMi Ni * ki + Nим, где

Ni – нормативные затраты на оказание i-той муниципальной услуги (выполнение работы) в соответствующем финансовом году;

ki – планируемый объем оказания i-той муниципальной услуги (выполнения работы) в соответствующем финансовом году;

N им – нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году (за исключением имущества, сданного в аренду).

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы) на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле:

Ni = Nуi + Nохнi, где

Ni – нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы);

Nуi – нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-той муниципальной услуги (выполнением работы);

Nохнi – затраты на общехозяйственные нужды, распределяемые между муниципальными услугами (работами), оказываемыми (выполняемыми) учреждением, относимые на единицу объема i-той муниципальной услуги (выполнение работы).

 

1. Нормативные затраты на содержание имущества муниципального  учреждения определяются следующим образом:

Nим = 0,5*Зo + 0,1*Зэ + Нал, где

Nим – нормативные затраты на содержание имущества муниципального учреждения;

Зо – нормативные затраты на теплоснабжение;

Зэ – нормативные затраты на электроснабжение;

Нал – затраты на уплату налогов, в качестве объектов налогообложении по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за муниципальным учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также земельные участки.

Коэффициенты 0,5 и 0,1 рекомендованы к применению Министерством культуры Российской Федерации, оставшаяся часть затрат на коммунальные услуги учитывается в нормативных затратах на общехозяйственные нужды.

 

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды и непосредственно связанные с оказанием услуги рассмотрим на примере культурно-досуговых учреждений.

2. В общей сумме затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие расходы:

- на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

- на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенным данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

- на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенным данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

- планируемые на приобретение услуг связи;

- планируемые на приобретение транспортных услуг;

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании (выполнении) муниципальной услуги (работы) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала);

- планируемые на материальные запасы, не учтенные в рамках нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ);

- планируемые на повышение квалификации персонала;

- планируемые на программное обеспечение, не учтенные в рамках нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).

3. Определение нормативов затрат непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (выполнением работы) рассмотрим на примере услуги по показу спектаклей, концертных программ, иных зрелищных программ

 

Услугу целесообразно подразделить по следующим направлениям деятельности:

показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ на стационаре;

показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ на гастролях.

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с показом спектаклей, концертов, концертных программ, иных зрелищных программ на стационаре, определяемых в расчете на один показ учитываются следующие расходы:

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу;

- на выплату гонорара приглашенным работникам;

- на материальные запасы;

- на отчисления в аккредитованную в установленном порядке организацию по управлению правами на коллективной основе;

- на содержание и поддержание в работоспособном состоянии сценических постановочных средств, постижерских принадлежностей, ремонт и реставрацию музыкальных инструментов;

- на информирование потребителей о текущих показах (изготовление и распространение всех видов информационных полиграфических материалов, печатной продукции, размещение информации в СМИ);

- на изготовление и организацию продажи билетов.

Также на слайде указаны расходы, включаемые в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с показом спектаклей, концертов, концертных программ, иных зрелищных программ на гастролях.

Таким же образом, с целью определения нормативных затрат целесообразно по всем работам и услугам выделить направления деятельности, и по каждому определить состав затрат.

 Работа по созданию спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных мероприятий.

 Работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и иных программных мероприятий силами учреждения.

© 2024. Все права защищены.